Принципы разграничения расходов между бюджетами

В Бюджетном кодексе разграничения расходов между бюджетами осуществляется по определенным принципам.

Так, расходы, которые могут потенциально повлиять на социальное обеспечение жителей области, закрепляются за областными бюджетами. Речь идет, в частности о специализированных средних заведениях образования для учеников с недостатками развития, средних школы-интернаты, профессионально-технические училища и высшие учебные заведения многопрофильные больницы областного значения, специализированную медицинскую помощь специализированы учреждения социальной защиты для сирот, инвалидов, летних граждан и специализированные спортивные программы.

Расходы, от которых окажутся в выигрышном положении жители компактно расположенного административно-территориального образования закреплены за городскими и районными бюджетами.В частности, это общее среднее образование, общая медицинская помощь, включая программы санитарного образования и социальной защиты для социально незащищенных в местном регионе, вроде в случая социальной помощи людям преклонных лет.

Расходные задания сугубо местного значения закреплены за бюджетами городов республиканского (в АРК), областного, районного значения, сел и поселков.

Все эти бюджеты отвечают за дошкольное образование, первичную медицинскую помощь что предоставляется местными клиниками, фельдшерица-акушерские пункты и культурно-зрелищные программы. В городах районного значения со средними школами и районными больницами именно районные бюджеты будут отвечать за содержание этих учреждений.

Города Киев и Севастополь наделяются всеми расходными полномочиями, закрепленными за областями, городами, районами, селами и поселками с учетом законов Украины, которые определяют специальный статус этих административно-территориальных единиц.

В отрасли программ социальной защиты, которые связаны с предоставлением денежного пособия и имеют общегосударственное охватывание, города и районы будут предоставлять законодательно установленные виды помощи, но будут получать компенсацию своих бюджетных расходов путем целевых субвенций из госбюджета. Примерами целевых трансфертов, которые будут предоставляться местным бюджетам с государственного бюджета, является помощь семьям с детьми и льготы ветеранам войны и труда.

Вышеприведенные расходы бюджетов городов, сел и поселков являются такими, что учитываются при определении объемов мяежбюджетных трансфертов. Для определения распределения межбюджетных трансфертов используется финансовый норматив бюджетной обеспеченности. Он определяется путем деления общего объема финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию бюджетных программ, на количество жителей или потребителей социальных услуг и тому подобное. Общий объем финансовых ресурсов, который направляется на выполнение бюджетных программ местными бюджетами распределяется между видами расходов в соответствии с приоритетами бюджетной политики государства.

Другими словами – государство играет весомую роль в определении тех ресурсов, которые направляются на выполнение этих функций поскольку оно заинтересовано в том, чтобы эти важнейшие для общественного воссоздания и благосостояния населения функции – в первую очередь образование, охрана здоровье и социальная защита – предоставлялись в соответствующих объемах и соответствующего качества во всех территориально-административных единицах. Поэтому государство имеет право регулировать эффективность выполнения бюджетов в этих сферах, ориентированных в первую очередь на непосредственных потребителей, а также берет на себя обязательство обеспечивать адекватное их финансирование через закрепленные налоговые доходы и безусловные (нецелевые) трансферты.

К расходам, которые государство оставляет на усмотрение местного самоуправления и, которые не берутся к расчету при определении объемов трансфертов, принадлежат в первую очередь расходы на поддержку и развитие коммунальной инфраструктуры населенных пунктов – мероприятий, связанных из упорядкуванням жилищного фонда ремонтом и содержанием дорог и тому подобное.

Кодекс обеспечивает также механизм регулирования отношений бюджетов районов и бюджетов городов областного значения, которые в то же время являются центрами этих районов. На практике встречаются случаи, когда жители, скажем, района в значительной мере пользуются услугами бюджетных учреждений, которые содержатся из муниципального бюджета. Кодексом предусмотрено как договорное урегулирование этих ситуаций, так и обязательство относительно передачи средств, если бюджетные учреждения района или города не могут обеспечить предоставления средств в необходимом объеме.

Для финансирования расходов, которые обсчитываются за нормативами бюджетной обеспеченности, назначается корзина источников доходов бюджетов территориальных общин. Корзина доходов бюджетов местного самоуправления - это налоги и сборы (обязательные платежи), которые закреплены Кодексом на постоянной основе за бюджетами местного самоуправления и учитываются при определении объемов межбюджетных трансфертов.

Объем корзины доходов соответствующего бюджета определяется с применением индекса относительной налогоплатежности бюджета города или района на основе данных о фактическом выполнение соответствующего бюджета за три последних бюджетных периода.

Структура доходов корзины не является случайной – это в первую очередь налоги и сборы, которые взимаются по местожительству. Ведь один из кардинальных принципов публичных финансов заключается в том, что налоги, которые платятся местными жителями, должны использоваться, хотя бы частично, для финансирование общественных услуг, которые предоставляются этим гражданам. Номенклатура этих налогов отвечает международной практике и подтверждает четкую взаимосвязь между величиной и местом уплаты налога и уровнем услуг, что их получает за эти средства плательщик налога. Местные налогоплательщики значительно в большей степени подверженные интересоваться расходными решениями местной власти и отслеживать их если они знают, что эти финансирования расходов осуществляется главным образом средствами плаченных ими налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: