Монопольная конкуренция

Как и чистая представляет собой предельный случай. На рынке доминирует единственный изготовитель, который противостоит большому числу покупателей. Как следствие, его товар на протяжении короткого времени не имеет в своей категории прямых конкурентов. Это монополия новатора. Подобная ситуация наблюдается в фазе жизненного цикла, соответствующей введению товара на рынок, в зарождающихся секторах, характеризующихся технологическими инновациями.

Если монополия существует, фирма в принципе владеет повышенной рыночной силой. В реальности ей быстро начинают угрожать фирмы, привлеченные растущим потенциалом рынка и высокими прибылями. Следовательно, важным фактором становится ожидаемая длительность монополии, зависящая от масштаба инновации и существования высоких барьеров входа для новых конкуренций. Вследствие быстрого распространения технологических нововведений монополия становится все более эфемерной.

Более часты случаи государственной монополии, логика которой отличается от логики частных фирм. Это уже логика не прибыли, а общественного блага.

Ценовая и неценовая конкуренция.

Фирмы, проводящие ценовую конкуренцию, стараются привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. Соответственно сокращаются размеры прибыли, а если цена падает ниже издержек, то появляются убытки.

При неценовой конкуренции фирмы стремятся привлечь покупателя не понижением цен, а повышением потребительской ценности товара. Это можно достичь очень многими способами: улучшением качества товара, лучшим приспособлениям к его нуждам конкретной группы потребителей, создание принципиально нового вида товара, улучшение сервиса, активизацией рекламы. При этом базой для неценовой конкуренции является дифференциация товара.

Вопросы для самоконтроля.

1.Если цена становится ниже издержек, к чему это приводит?

2.Как ведут себя конкуренты на олигопольном рынке?

3.Назовите отличие монопольной конкуренции от монополистической?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: