Международная торговля представляет собой одну из форм международных экономических отношений.
Международная торговля – это сфера товарно-денежных отношений, представляющая собой совокупность внешней торговли всех стран мира; это сфера обмена продуктами труда (товарами и услугами) между продавцами и покупателями разных стран.
В процесс международной торговли возникает два направления товаропотоков – экспорт и импорт.
Экспорт – вывоз товаров, изготовленных (произведенных и переработанных) в данной стране.
Импорт – ввоз из-за границы товаров, технологий для реализации на внутреннем рынке импортера, а также возмездное получение от иностранного импортера услуг производственного и потребительского назначения.
Субъектами международной торговли являются:
1. Страны мира;
2. ТНК и МНК;
3. Региональные интеграционные группировки.
4. Международные экономические организации.
Международная торговля развивается потому, что приносит выгоду участвующим в ней странам:
1.Благодаря международной торговле преодолевается ограниченность национальной базы ресурсов;
2. Расширяется емкость внутреннего рынка и устанавливаются связи внутреннего рынка с мировым;
3. Обеспечивается получение дополнительного дохода за счет разницы национальных и интернациональных издержек производства;
4. Развивается специализация страны;
5. Расширение экспорта способствует повышению занятости;
6. Активное участие в международной торговле создает условия для ускорения прогрессивных структурных сдвигов в национальной экономике;
7. Вовлечение промышленных предприятий в международную конкуренцию вызывает необходимость постоянного совершенствования организационно-технической базы производства, качества выпускаемых товаров.
На стабильный, устойчивый рост международной торговли оказал влияние ряд факторов:
1) развитие международного разделения труда и интернационализация производства;
2) НТР, способствующая обновлению основного капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющая реконструкцию старых;
3) активная деятельность ТНК на мировом рынке;
4) либерализация международной торговли посредством мероприятий ГАТТ;
5) развитие процессов торгово-экономической интеграции: устранение региональных барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли.
Под внешнеторговой политикой государства понимается целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами. Основными целями внешнеторговой политики являются:
· изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;
· изменение объема экспорта и импорта;
· изменение структуры внешней торговли;
· обеспечение страны необходимыми ресурсами;
· изменение соотношения экспортных и импортных цен.
Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций:
1) протекционизма – политики, направленной на защиту внутреннего рынка от иностранной конкуренции и зачастую на захват внешних рынков;
2) либерализации – связанной со снижением барьеров, препятствующих развитию внешнеэкономических связей.
Политика протекционизма, так же, как и политика либерализации, в чистом виде не проводится. Различные степени протекционизма встречаются постоянно и зависят от уровня экономического развития той или иной страны. Развитие протекционистских тенденций позволяет выделить несколько форм протекционизма:
· селективный протекционизм – направлен против отдельных стран или товаров;
· отраслевой протекционизм – защищает определенные отрасли, прежде всего сельское хозяйство;
· коллективный протекционизм – проводится объединениями стран в отношении стран, в них не входящих;
· скрытый протекционизм – осуществляется методами внутренней экономической политики.
Государства, проводя протекционистскую политику, использует инструменты внешнеторговой политики, выбор которых зависит от ее конкретных целей.
К инструментам внешнеторговой политики относятся:
1) тарифные ограничения (таможенные тарифы, таможенные пошлины, тарифные квоты);
2) нетарифные ограничения.
Таможенные пошлины – это систематизированные перечень таможенных пошлин, которыми облагаются товары при пересечении государственной границы. Таможенные пошлины выполняют функции налога, взимаемого в пользу государственного бюджета с товара, провозимого через границу, и могут быть следующими.
1. В зависимости от внешнеторговой операции:
· экспортные – данные виды пошлин не применяются в промышленно развитых странах, в РФ отменены с 1996 г. Но с 1999 г. введены экспортные пошлины на продукты нефтепереработки (бензин и мазут);
· импортные;
· транзитные.
2. Классификация тарифов по способу установления:
· адвалорный тариф – пошлина, начисляемая в процентах к таможенной стоимости товара (например, 10% от таможенной стоимости). Применяется в основном для товаров, которые имеют различные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;
· специфический тариф – ставка таможенной пошлины, взимаемая с единицы веса, объема, длины и т.д. (например, $20 за 1 т). Применяется в основном для стандартизированных товаров (например, сырье).;
· комбинированный тариф – одновременно взимаемые адвалорные и специфические ставки (например, 10% от таможенной стоимости, но не более $20 за 1 т);
· альтернативный тариф – применяется согласно решению таможенных органов адвалорная или специфическая ставка, обычно выбирается та, которая обеспечивает взимание наибольшей абсолютной суммы для каждого конкретного случая.
3. Классификация тарифов (по величине) в зависимости от страны происхождения товара:
· максимальный тариф устанавливается для всех стран на основании государственных законодательных актов, без согласования с другими государствами;
· минимальный тариф представляется тем странам, которые получают статус наиболее благоприятствуемой нации. Эта ставка устанавливается в результате взаимных договоренностей. Страна, предоставляющая другой стране статус наиболее благоприятствуемой нации, обязуется не превышать ставки тарифов, которые предусмотрены ею по отношению к другим странам, т.е. страны, договаривающиеся об этом статусе, представляют друг другу льготы, которых лишены остальные государства;
· преференциальный тариф действует в отношении определенных стран или групп стран. Его величина, как правило, меньше минимального. Существует международное соглашение «Обобщенная система преференций», по которому промышленно развитые страны предоставляют развивающимся льготы. Эти льготы выражаются в более низких таможенных тарифах.
Цель – побудить покупать товары, экспортируемые развивающимися странами, и, с другой стороны, стимулировать в развивающихся странах импорт из более развитых.
4. Классификация тарифов по характеру происхождения:
· автономный тариф устанавливается страной независимо от других субъектов мировой торговли;
· конвенционный (договорной) тариф устанавливается страной в соответствии с обязательствами, принятыми на себя в рамках международных соглашений.
5. Классификация тарифов по направлению действия:
· преференциальный тариф устанавливается с целью предоставить какой-либо стране или группе стран льготу, т.е. облегчить экспорт или импорт товаров этой страны;
· сезонный тариф устанавливается для регулирования международной торговли продукцией сезонного характера, прежде всего сельскохозяйственной. Обычно срок его действия не превышает нескольких месяцев в год, и на это время действие обычных ставок тарифов на товар приостанавливается;
· дискриминационный тариф устанавливается с целью затруднить и ограничить экспорт и импорт товаров из определенной страны.
Дискриминационные тарифы делятся на:
1) ответный – может применяться как взаимная мера на недружественную торговую политику другой страны;
2) компенсационный – используется с целью уравнять цены аналогичных товаров национального производства и импортных, пользующихся субсидиями, за счет включения в цену последних более высокой импортной пошлины;
3) антидемпинговый – применяется в качестве меры по защите национального производителя, если установлен факт демпинга со стороны иностранных конкурентов и ввоз товара наносит или угрожает нанести материальный ущерб отечественным производителям, или препятствует расширению производства подобных товаров на внутреннем рынке.
Вместе с тем величина таможенных ставок зависит от торгового режима, предоставляемого этой стране. В международной практике различают три возможных вида торговых режимов.
1. Режим наибольшего благоприятствования – это нормальные условия торговли, при которых данная страна предоставляет другой стране такие же условия, как и любой их третьих стран, и таможенная пошлина равна базовой. Это главный принцип, зарегистрированный ГАТТ/ВТО, и страны-члены данной организации должны его автоматически соблюдать.
2. Режим преференциальный (льготный) предоставляется любым странам, но в основном развивающимся, и означает, что базовая таможенная пошлина должна быть для них уменьшена до 50%, а в России – до 75%. Данный режим введен ГАТТ в 60-е гг.
3. Беспошлинный режим – это режим свободной торговли, который может предоставляться любой стране, но, согласно ООН, обязателен для 47 наименее развитых государства (где ВНП на душу населения не более 10%).
Помимо тарифных инструментов внешнеторговой политики государства, после второй мировой войны получают развитие нетарифные барьеры.
Все нетарифные меры регулирования можно разделить на три группы.
· Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства (более 1/2 всех мер):
а) лицензирование (когда для ввоза/вывоза определенных товаров требуется получить установленный документ). Лицензии могут быть разовые (выдаваемые под осуществление конкретной одной экспортно-импортной сделки и содержащие подробную информацию о ней) и генеральные (выдаваемые на срок до года для осуществления нескольких сделок; предприятие вносится в государственный реестр);
б) квотирование – это установление количественных ограничений на ввоз/вывоз товара в стоимостном или натуральном его виде.
До 1990 г. квотирование и лицензирование были очень популярной мерой защиты российского внутреннего рынка: им подвергалось до 70% всех товаров. В настоящее время только 12% товаров, импортируемых в РФ, подлежат квотированию и лицензированию.
· Административные формальности:
а) паратарифные меры. К их числу относятся прочие, помимо таможенных пошлин, платежи, взимаемые при ввозе иностранных товаров; различные таможенные сборы, внутренние налоги, специальные целевые сборы, акцизы.
Так, в РФ с 1993 г. были введены НДС в размере 20% (для сравнения в Канаде НДС составляет 7%, в Аргентине – 16%) и акцизы, ставки по которым на различные товары колеблются от 10 до 250% (например, спирт этиловый – 250%).
б) технические стандарты включают контроль импорта на предмет его соответствия национальным стандартам, нормам безопасности и качества. Технические барьеры подразделяются на следующие группы:
1) стандарты; в т.ч. стандарты, основанные на нормах здравоохранения и требованиях безопасности (применяются чаще всего);
2) требования к маркировке и упаковке;
3) требования к товаросопроводительным документам;
4) система измерений.
Большинство технических барьеров (60%) приходится на промышленные товары, в т.ч. 19% - на машины и оборудование, 10% - на химические товары, 5% - на средства транспорта и 13% - на пищевые товары.
в) государственная монополия, когда государство устанавливает монополию на внешнюю торговлю отдельными товарами. Например, во Франции и в Греции существует государственная монополия на импорт спичек.
· Меры экономического стимулирования экспорта, которые проводят специально создаваемые экспортно-импортные банки и другие организации. Эти меры включают в себя:
а) государственное субсидирование;
б) льготное кредитование;
в) страхование.
Важную роль в регулировании МТ, в устранении препятствий для ее развития играют международные экономические организации, и, в первую очередь, Генеральное Соглашение по тарифам и торговле/Всемирная торговая организация (ГАТТ/ВТО).
Договор о создании ГАТТ был подписан в Женеве 23 странами 30 октября 1947 г. и вступил в силу с 1 января 1948 г. С 1 января 1995 г. начала действовать Всемирная торговая организация, которая включила в свою работу ГАТТ. Однако это были две различные организации. С 1 января 1996 г. функционирует только ВТО. В настоящее время ГАТТ/ВТО регулирует 90-95% всей мировой торговли.
ГАТТ/ВТО – это многостороннее международное соглашение, содержащее принципы, правовые нормы, правила ведения и государственное регулирование взаимной торговли стран-участниц. По состоянию на декабрь 1997 г., в ВТО состоит 131 государство; еще 50 государств, включая и международные организации, имеют статус наблюдателей.
ГАТТ имеет двойной статус: с одной стороны, – это международная организация; с другой, - многостороннее соглашение об основных принципах, нормах и правилах международной торговли и государственного регулирования торговли стран-участниц. Вступая в ГАТТ, государства берут на себя, прежде всего, обязательство перестроить свои торговые системы.
Правовой механизм ГАТТ/ВТО основывается на ряде принципов и норм:
· недискриминация в торговле, которая предусматривает взаимное представление, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования, а с другой – национального режима, т.е. равного подхода к товарам импортного и отечественного производства в отношении внутренних налогов и сборов, а так же правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
· использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка;
· прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов;
· взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
· разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров.
Деятельность ГАТТ осуществляется посредством многосторонних переговоров – раундов. С начала работы ГАТТ было проведено 8 раундов.
Внешнеторговый договор – это согласование сторон, закрепление тех обязательств, которые берут на себя каждая из сторон в ходе осуществления сделки по договору эффекта.
Контракт купли-продажи – это согласованный сторонами коммерческий документ, по которому продавец обязан передать товар в собственность покупателя, а покупатель обязан принять и оплатить товар. Непременным условием контракта купли-продажи является переход права собственности на товар от продавца к покупателю.
Практика выдвинула ряд требований, которые договаривающиеся стороны должны придерживаться при подписании любого внешнеторгового контракта.
Прежде всего, эти требования относятся к соблюдению единой структуры письменно документа о договоре. Это относится к примерному содержанию договора. Он может быть следующим:
· преамбула – введение;
· основная часть;
· заключительная часть.
Преамбула – это введение в договор, которое включает в себя:
– название или наименование договора;
– указание места и времени подписания договора;
– фиксирование даты и факта заключения договора в соответствии с теми условиями, которые указываются в самом тексте договора;
– наименование сторон, при этом продавец называется первым, а покупатель – вторым.
Основная часть – ее составляют, так называемые специфические и общие условия.
К специфическим условиям относятся те условия, которые характерны для той или иной сделки – это предмет договора или количество товара, качество товара, цена товара, скидки с цены, если они существуют, форма платежа, срок поставки, маркировка, упаковка товара, ответственность сторон, а также может быть запретительная оговорка. Например, о запрете перепродажи товара третьей стороне. Специфические условия договора составляют основную тему и содержание при обсуждении или переговорах партнеров при заключении договора.
Общие условия – это те положения, которые включаются во все договоры, независимо от из содержания, к ним относятся: арбитражная оговорка, обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажор).
Заключительная часть договора содержит юридические адреса сторон, все приложения, которые являются неотъемлемой частью договора, подписи сторон, а также указание места и даты заключения договора, если это не было сделано в преамбуле.