Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Базовые принципы




4.1.1.1 Система планирования предприятия.

Система планирования — структура планов предприятия, документально закрепленные принципы, методология и регламент планирования.

ü Планирование как основная функция управления

Все знают фразу «История не терпит сослагательного наклонения». В ней отражена та же истина, что и в наименовании бухгалтерского учета «посмертным» — прошлое уже случилось, с ним уже ничего сделать нельзя, и с этой точки зрения оно «мертво». Управлять же возможно только будущим. А без функции планирования это невыполнимо. Таким образом, можно считать планирование основной функцией управления.

Планирование — длительный итерационный процесс, начиная с формирования видения, затем постановки целей, разработки стратегии, оперативных планов, и наконец, бюджетов. Каждый этап планирования имеет свое функциональное назначение. Пропустив любой этап, предприятие делает планирование неэффективным.

Так, многие предприятия, спланировав свою деятельность, например, на квартал, получают невыполнение на 30%; они еще раз планируют, и опять получают невыполнение. Как можно догадаться, осуществляя планирование таким примитивным образом, другого результата ожидать не следует. И тогда руководство решает: «А зачем нам такое планирование? Вот когда у нас в России будет стабильность, тогда и будем заниматься планированием». И предприятие продолжает управляться реактивным способом. Это означает, что основу поведения фирмы определяют возникающие обстоятельства: произошло событие — следует реакция. Успели отреагировать — хорошо, не успели — возможны разные варианты.

Идеологию такого поведения хорошо отразил один директор, который экономил ресурсы и держал различного рода запасы исключительно для предотвращения всякого рода непредвиденных обстоятельств («на всякий случай»). Не на развитие, не на рост, не на продвижение к новым рубежам. Потом такое событие случалось, и ресурсы шли на покрытие последствий. Цена вопроса понятна -- фирма топчется на месте (если не отбрасывается назад). Т.е., при реактивном типе управления не фирма управляет ситуацией, а ситуация — фирмой.

Исполнение функции планирования в полном объеме позволяет перейти от реактивного к другому типу управления — к активному. Первое и самое главное, что позволяет сделать планирование — это сформировать структурированное будущее предприятия (видение). Умение создать представимый образ будущего — масштабного, привлекательного, вдохновляющего — одно из самых важных проявлений таланта руководителя. Только представив будущее, описав его, почувствовав его, им можно управлять, ибо в будущем возможно все. Те руководители, кто понял это, легко принимают решения по управлению компанией — они будущее представляют также хорошо, как знают настоящее. И уверенно ведут свои предприятия в это светлое «завтра», разворачивая систему планирования по достижению поставленных целей сначала на стратегическом уровне, а затем и на оперативном, завершая весь процесс бюджетированием. Таким образом, предприятие переходит к активному типу управления, когда оно начинает управлять своим будущим, целенаправленно развиваясь в выбранном направлении, осознано расходуя на это свои ресурсы и приспосабливая для этого окружающие обстоятельства. И теперь уже не ситуация управляет фирмой, а фирма — ситуацией.




В общем виде структура планов предприятия представлена схемой в разделе Введение (Рис. 3). В настоящем разделе описывается процесс бюджетного планирования, который соответствует на схеме контуру с одноименным названием.

ü Бюджетное планирование

Бюджетное планирование — процесс коллективной разработки плана деятельности предприятия на будущий период, в результате которого все мероприятия хозяйственной деятельности представляются в финансовом выражении в формате бюджетов, ведущихся по центрам финансовой ответственности. Горизонт такого планирования определяется видом/спецификой деятельности предприятия, длительностью финансово-хозяйственного цикла и потребностью управления; для большинства предприятий он равен одному году.

4.1.1.2 Принципы планирования.

Принципы, положенные в основу бюджетного планирования зависят от целей и стратегии деятельности предприятия и отражают способ достижения этих целей (реализации стратегии). Ниже приводятся несколько основных подходов к планированию оперативной деятельности предприятия (год).



ü «Рыночный» принцип

В соответствии с этим принципом сначала формируется доходная часть бюджета, отражающая рыночный потенциал предприятия (прогнозный объем продаж), затем формируется расходная часть бюджета, как производная от доходной, и отражающая затраты тех ресурсов, которые необходимы для получения в будущем периоде запланированных доходов.

Такой принцип хорошо использовать тем предприятиям, которые имеют эффективную службу маркетинга/ которая в состоянии сделать такой рыночный прогноз с необходимым уровнем точности.

ü Принцип «от достигнутого»

За основу плана на следующий период берутся показатели, достигнутые в предыдущем; это может касаться как доходной, так и расходной части бюджета. В этом случае за основу планирования может быть принята любая из них, например, достигнутый уровень расходов и, затем, рассчитан объем доходов необходимый для их покрытия и обеспечения дальнейшего воспроизводства/ развития предприятия. Можно наоборот — увеличить доходную часть на величину желаемого прироста, и от нее уже рассчитать расходную часть.

Такой способ отличается простотой выполнения, и хорошо подходит тем предприятиям, у которых деятельность носит стабильный характер — один период незначительно отличается от другого. Также удобно использовать тем предприятиям, у которых нет своей сильной службы маркетинга.

ü Принцип «от производства»

Используется предприятиями, например, с позаказным типом производства продукции (или услуг). Формирование доходной части (разработка бюджета продаж) осложнено тем, что заказы могут сильно отличаться по объему, носить уникальный характер, и т.п. В таком случае служба продаж не представляет себе, сколько и каких заказов сможет получить предприятие — ни по объему, ни по сложности, ни как они будут распределены по периоду.

«Откуда нам знать, что в ноябре следующего года будет объявлен такой вот тендер, и уж тем более, что мы его выиграем?» — типичный вопрос, который задают на таком предприятии. Действительно, если привести в пример камнеобрабатывающий завод, заказ на изготовление из гранита фонтана перед Большим театром в Москве уникален, и не повторится, а когда и какой заказ будет следующий, спланировать сложно. Но зато предприятие знает, что год от года оно прибавляет в росте физического объема производства стабильными темпами. А объем производства измеряется не заказами, а квадратными метрами, так как любой заказ пересчитывается в них, чтобы посчитать его себестоимость (себестоимость метра уже известна и определяется по соответствующей методике).

Следовательно, построив тренд роста по предыдущим периодам, и продолжив его в дальше в будущее, предприятие спланирует свою деятельность в метрах, а сколько при этом получится заказов потом — 10 больших или 40 маленьких, неважно.

ü Принцип «снижения неопределенности»

Когда предприятию не подходит ничего из выше перечисленного для формирования своей доходной части в следующем периоде, тогда используется метод моделирования, главное достоинство которого — снизить уровень неопределенности будущего предприятия путем разработки нескольких моделей (сценариев) возможного развития ситуации. Готовятся несколько наиболее вероятных (или желаемых) планов по реализации оптимистичных сценариев развития, а также несколько аналогичных планов пессимистичных вариантов. Таким образом, не зная, как все же будут происходить события в будущем, предприятие, тем не менее, это будущее уже представляет себе очень хорошо. В качестве рабочего выбирается некий средний тренд развития ситуации. А дальше (согласно схеме на Рис. 6 в разделе «Введение»), при появлении фактических данных их сравнивают с каждым из просчитанных вариантов и с помощью план-фактных отклонений выявляют тенденцию. С каким из вариантов факт дает наименьшее расхождение (минимальное отклонение), по такому сценарию и идет развитие ситуации. А конечные результаты каждого варианта просчитаны и известны. Следует понять, в силу каких причин ситуация развивается именно так, и если развитие идет по оптимистичному плану, необходимо приложить все силы, чтобы удержать ситуацию в таком русле, а если по пессимистичному — то приложить усилия по преломлению негативной ситуации. Таким образом, руководство имеет возможность влиять на ситуацию на ранней стадии ее развития, и действовать соответственно. Цель, задача и результат планирования.

· Цель планирования — структурировать будущее предприятия на планируемый период в терминах доходов/расходов таким образом, чтобы оптимальным образом обеспечить достижение поставленных руководством предприятия целей.

· Задача планирования — разработать план деятельности предприятия, установив такое соотношение доходов и расходов, которое позволит получить максимальный финансовый результат (прибыль) для данного объема хозяйственной деятельности.

· Результат планирования — сводный бюджет предприятия на будущий период с детализацией по центрам ответственности, согласованный со всеми участниками планирования, утвержденный руководством, и принятый к исполнению всеми службами и подразделениями предприятия.

4.1.1.3 Регламент планирования.

· Регламент планирования — порядок разработки и формирования планов (бюджетов), определяющий этапы работы (подготовка/согласование/ утверждение), участников каждого этапа (подразделение/должность), временной график планирования (последовательность/сроки), источники и форматы получения и передачи информации при планировании. Процесс разработки и формирования бюджетов включает в себя следующие основные этапы:

· Подготовка — процесс сбора или получения исходной информации определения или расчета на ее основе плановых показателей в заданном формате, и передача другому исполнителю для продолжения работы на данном этапе, или исполнителю следующего этапа;

· Согласование — процесс обсуждения (изменения) показателей подготовленного плана (бюджета) между двумя и более подразделениями (или с вышестоящим руководством) с целью устранения возможных противоречий таким образом, чтобы план соответствовал возможностям и интересам всех сторон, участвующих в его исполнении с сохранением заданных руководством целевых установок.

· Утверждение — процесс принятия руководством подготовленных и согласованных со всеми участниками планов (бюджетов) предприятия путем проверки на соответствие определенным критериям (целевым установкам). Принятые планы подписываются руководителем предприятия и становятся директивными, т.е. обязательными к исполнению как для отдельных центров финансовой ответственности (подразделений), так и для предприятия в целом.





Дата добавления: 2015-07-21; просмотров: 843; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент - человек, постоянно откладывающий неизбежность... 10427 - | 7294 - или читать все...

Читайте также:

 

3.231.228.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.