Главный бюджет производственного предприятия состоит из двух основных бюджетов – оперативного и финансового.
Порядок составления оперативного бюджета
Оперативный бюджет показывает планируемые операции на предстоящий год для сегмента или отдельной функции компании.
Оперативный бюджет включает в себя прогнозный отчёт о прибылях и убытках, который формируется на основе таких бюджетов:
Бюджет продаж
Прогноз объёма продаж является отправной точкой и критическим моментом всего процесса подготовки бюджета. План продаж определяется высшим руководством на основе маркетинговых исследований. Объём продаж ограничен производственными мощностями. Бюджет объёма продаж и его товарная структура определяют уровень и характер деятельности, оказывают воздействие на другие бюджеты.
Бюджет продаж определяется возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен неконтролируемым факторам:
- деятельность конкурентов;
- общее положение на национальном и мировом рынке;
|
|
- стабильность поставщиков и покупателей;
- результативность рекламы и средств содействия;
- сезонные и случайные колебания;
- политика ценообразования;
- рентабельность продукта.
Существует два основных способа определения показателей бюджета продаж:
1) статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства;
2) экспертная оценка путём опроса персонала.
На основе прогноза продаж составляется бюджет продаж.
Таблица 4 – Бюджет продаж.
Вид продукции | Количество, шт. | Цена за ед., руб. | Итого, руб. |
А Б Всего |
Бюджет расходов на продажу
В этом бюджете детализируются предполагаемые расходы по сбыту продукции – комиссионные, транспортные, на рекламу и др.
Таблица 5 – Пример бюджета расходов на продажу
Вид расходов | Сумма расходов, руб. |
Всего |