Этические структуры представляют собой разнообразные системы, должности и программы, которые может использовать компания для внедрения этичного поведения. Комитет по этике — это группа руководителей, назначенных для наблюдения за этичностью действий компании. Комитет вырабатывает постановления по спорным этическим вопросам. Он принимает на себя ответственность за наложение дисциплинарных санкций на нарушителей, что имеет важное значение, если организация собирается непосредственно влиять на поведение работников. Например, Комитет по этике компании Mototrola занимается толкованием и открытым разъяснением положений кодекса этических норм и вынесением решений по случаям предполагаемых нарушений кодекса. Многие компании, в частности Northrop Grumman и Columbia/HCA Healthcare, создают собственные отделы этики, укомплектованные штатом постоянных работников, для того чтобы соблюдение этических стандартов было неотъемлемой частью любых операций компании. Эти отделы возглавляются ведущими специалистами по этике — руководителями, наблюдающими за всеми аспектами соблюдения требований этики и законности, включая разработку этических норм и информирование о них работников компании, проведение обучения этичному поведению (этический тренинг), порядок работы с исключениями и проблемами и консультирование топ-менеджеров по соблюдению этики при принятии решений. Еще десять лет тому назад должности главного специалиста по этике не было ни в одной организации, но шквал этических и правовых проблем, с которыми сталкиваются в последние годы компании, породил огромный спрос на этих специалистов. Ассоциация специалистов по соблюдению этики сообщает, что ее членами являются работники более чем 1250 компаний — другими словами, с 2002 г. ее численность выросла почти вдвое. Большинство отделов этики действуют и как консультационные центры, помогающие работникам разрешать сложные этические проблемы.
Программы этического тренинга также помогают работникам справляться с этическими проблемами и трансформировать ценности, заявленные в кодексе этических норм, в повседневные действия. General Electric использует программу этического тренинга для всех своих 320 тыс. сотрудников, работающих по всему миру. Значительная часть тренинга происходит в онлайновом режиме, что позволяет работникам проверять правильность решения предлагаемых им этических проблем. Кроме того, занятия в небольших группах дают людям возможность задавать вопросы и обсуждать этические дилеммы или спорные действия. Раз в квартал каждая бизнес-единица GE сообщает в головной офис корпорации о проценте работников, прошедших тренинг, и о проценте тех, кто прочитал и подписал руководство по соблюдению этических норм, получившее название «Дух и буква» («Spirit and Letter»). В McMurray Publishing Company все работники посещают еженедельные собрания по теме этичного поведения на рабочем месте, где они обсуждают способы решения этических дилемм и примирения конфликтующих ценностей.
Наличие программы развития этики имеет большое значение, но оно не защищает от нарушений этических норм. Например, Enron по праву могла гордиться своей программой, но менеджеры этой компании не смогли реализовать пропагандируемые моральные принципы на практике. Поэтому недостаточно просто иметь программу развития этики. Эта программа должна стать неотъемлемой частью повседневной деятельности и поощрять принятие этичных решений на всех уровнях компании.