Этические структуры

Этические структуры представляют собой разнообразные системы, должности и программы, которые может использовать компания для внедрения этичного поведения. Комитет по этике — это группа руководителей, назначенных для наблюдения за этичностью действий компании. Комитет вырабатывает поста­новления по спорным этическим вопросам. Он принимает на себя ответствен­ность за наложение дисциплинарных санкций на нарушителей, что имеет важ­ное значение, если организация собирается непосредственно влиять на поведение работников. Например, Комитет по этике компании Mototrola зани­мается толкованием и открытым разъяснением положений кодекса этических норм и вынесением решений по случаям предполагаемых нарушений кодекса. Многие компании, в частности Northrop Grumman и Columbia/HCA Healthcare, создают собственные отделы этики, укомплектованные штатом постоянных работников, для того чтобы соблюдение этических стандартов было неотъемлемой частью любых операций компании. Эти отделы возглавляются ведущи­ми специалистами по этике — руководителями, наблюдающими за всеми ас­пектами соблюдения требований этики и законности, включая разработку этических норм и информирование о них работников компании, проведение обучения этичному поведению (этический тренинг), порядок работы с исклю­чениями и проблемами и консультирование топ-менеджеров по соблюдению этики при принятии решений. Еще десять лет тому назад должности главного специалиста по этике не было ни в одной организации, но шквал этических и правовых проблем, с которыми сталкиваются в последние годы компании, по­родил огромный спрос на этих специалистов. Ассоциация специалистов по со­блюдению этики сообщает, что ее членами являются работники более чем 1250 компаний — другими словами, с 2002 г. ее численность выросла почти вдвое. Большинство отделов этики действуют и как консультационные центры, по­могающие работникам разрешать сложные этические проблемы.

Программы этического тренинга также помогают работникам справляться с этическими проблемами и трансформировать ценности, заявленные в кодек­се этических норм, в повседневные действия. General Electric использует про­грамму этического тренинга для всех своих 320 тыс. сотрудников, работающих по всему миру. Значительная часть тренинга происходит в онлайновом режи­ме, что позволяет работникам проверять правильность решения предлагаемых им этических проблем. Кроме того, занятия в небольших группах дают людям возможность задавать вопросы и обсуждать этические дилеммы или спорные действия. Раз в квартал каждая бизнес-единица GE сообщает в головной офис корпорации о проценте работников, прошедших тренинг, и о проценте тех, кто прочитал и подписал руководство по соблюдению этических норм, получив­шее название «Дух и буква» («Spirit and Letter»). В McMurray Publishing Company все работники посещают еженедельные собрания по теме этичного поведения на рабочем месте, где они обсуждают способы решения этических дилемм и примирения конфликтующих ценностей.

Наличие программы развития этики имеет большое значение, но оно не за­щищает от нарушений этических норм. Например, Enron по праву могла гордиться своей программой, но менеджеры этой компании не смогли реализо­вать пропагандируемые моральные принципы на практике. Поэтому недоста­точно просто иметь программу развития этики. Эта программа должна стать неотъемлемой частью повседневной деятельности и поощрять принятие этич­ных решений на всех уровнях компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: