При исследовании этичной политики и практики в успешных этичных компаниях наглядно проявилась ключевая роль их руководства.
Рис. 5.6. Три «колонны», поддерживающие этичную организацию
Если люди не слышат ни слова о моральных ценностях от своих высших руководителей, у них складывается представление, что в их организации вопросы этики не имеют никакого значения. Работники быстро замечают нарушения этики, допускаемые их лидерами, и «сарафанное радио» компании быстро распространяет рассказы о ситуациях, в которых топ-менеджеры действовали неэтично. Менеджеры более низких уровней и линейные супервайзоры, возможно, имеют еще большее значение в качестве ролевых моделей для этичного поведения, потому что они являются теми руководителями, которые ежедневно напрямую взаимодействуют с работниками. Эти менеджеры могут оказывать большое влияние на моральный климат в организации посредством соблюдения высоких моральных стандартов в своем поведении и в своих решениях. Кроме того, эти лидеры выражают желательные моральные ценности и помогают другим людям придерживаться этих ценностей в повседневной жизни.
|
|
Обзоры результатов работ и различные типы вознаграждений являются для менеджеров мощным средством подачи сигнала о том, что этика имеет важное значение. Менеджеры также выступают против неэтичного поведения. Регулярные вознаграждения за этичное и наказание за неэтичное поведение на всех уровнях компании являются важнейшими компонентами осуществления этичного руководства.
Кэтрин Рейман, вице-президент American Express, вспоминает о том влиянии, которое оказал один из топ-менеджеров на моральный климат в организации. Однажды он услышал, что один из лучших менеджеров компании плохо обращается со своими подчиненными. После проверки достоверности этого факта он публично уволил провинившегося менеджера и заявил при этом, что никакие успехи в работе не могут служить оправданием такого поведения. Готовность уволить успешного менеджера из-за того, что он плохо обращался со своими подчиненными, послужила наглядным свидетельством того, что этика имеет в American Express большое значение.