Правовой режим счетов нерезидентов в уполномоченных банках

Частью 1 ст. ] 3 Закона о валютном регулировании предусмотрено право нерезидентов открывать счета (вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках.

Нерезиденты осуществляют операции по перечислению иностранной валюты и валюты РФ со своих банковских счетов (вкладов) в банках за пределами территории РФ на счета (вклады) в уполномоченных банках, а также с указанных счетов на свои счета (вклады) в банках за пределами территории РФ без ограничений.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются по общему правилу также без ограничений.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются только через банковские счета (вклады), открытые на территории РФ.

Особенности правового режима корреспондентских счетов уполномоченных банков при проведении валютных операций. Порядок открытия корреспондентского счета в иностранном банке устанавливается банковским законодательством страны его места нахождения. В ряде случаев предусматриваются дополнительные процедуры контроля для финансовых институтов. Так, Сетью по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФинСЕН США) в соответствии с требованиями ст. 312 «Специальные меры тщательной проверки корреспондентских счетов и частных счетов клиентов» Закона «Об укреплении и единении Америки с помощью мер, необходимых для предотвращения и борьбы с терроризмом» 2001 г. (USA PATRIOT Act [8]) издан нормативный акт, устанавливающий требования к процедурам открытия и ведения корреспондентских счетов иностранных финансовых институтов. Указанный акт вступил в силу 3 февраля 2006 г. Он обязывает финансовые институты США при открытии корреспондентских счетов иностранным финансовым институтам применять программу тщательной проверки, которая должна быть основана на оценке риска использования счета для отмывания денег. В рамках программы тщательной проверки финансовые учреждения США должны осуществлять следующие процедуры.

Для корреспондентских счетов установлены общие требования, в соответствии с которыми необходимо:

1) проводить оценку риска отмывания денег с использованием корреспондентского счета. При этом должны изучаться следующие факторы:

характер деятельности иностранного финансового учреждения и обслуживаемых им рынков;

тип, цель и предполагаемые виды операций по данному корреспондентскому счету;

характер и продолжительность взаимоотнощений с иностранным финансовым учреждением и его аффилированными лицами;

режим противодействия отмыванию преступных доходов и надзорный режим юрисдикции, в которой иностранное финансовое учреждение получило лицензию, а также по возможности информацию о юрисдикции, в которой зарегистрирована компания — собственник иностранного финансового учреждения;

известная или доступная финансовому учреждению США информация относительно применения иностранным финансовым учреждением процедур противодействия отмыванию преступных доходов;

2) применять процедуры и контроль, основанные на оценке риска, по каждому корреспондентскому счету в целях выявления операций, связанных с отмыванием денег, включая периодический мониторинг деятельности корреспондентского счета, позволяющий определить соответствие проводимых через счет операций заявленным при открытии счета типу, цели и ожидаемой деятельности.

В отнощении некоторых иностранных банков финансовые учреждения США будут обязаны применять усиленные меры тщательной проверки (до настоящего времени ФинСЕН США не утвердила правила по применению этого требования) [9].

Статьей 28 Закона о банках установлена обязанность кредитных организаций ежемесячно сообщать в Банк России о вновь открытых корреспондентских счетах на территории РФ и за рубежом, а также подчеркнуто, что порядок осуществления корреспондентских отнощении с иностранными банками, зарегистрированными на территориях офщорных зон иностранных государств, определяется Банком России.

Указанием Банка России от 7 августа 2003 г. № 1317-У установлены следующие требования:

1) уполномоченные банки вправе устанавливать корреспондентские отнощения с банками-нерезидентами,[10] зарегистрированными в офщорных зонах первой группы [11] в общем порядке, в соответствии с законодательством РФ;

2) установление уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях (офшорных зонах), входящих во вторую [12] и третью [13] группы, возможно лишь при соблюдении одного из следующих условий:

а) банк-нерезидент имеет размер собственных средств (капитала) не менее суммы, эквивалентной 100 млн. евро, рассчитанной по курсу центрального (национального) банка государства, на территории которого зарегистрирован банк-нерезидент, на дату последнего представления финансовой отчетности банком-нерезидентом, предшествующую дате заключения договора об установлении корреспондентских отношений, и представил следующие документы с заверенным в установленном порядке переводом на русский язык: копии аудиторских заключений о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента с приложением форм финансовой отчетности, достоверность которых подтверждалась аудиторской организацией (аудитором) при вынесении заключения о достоверности финансовой отчетности банка-нерезидента, за последние три года деятельности; документы, подтверждающие наличие у банка-нерезидента постоянного офиса в государстве, где зарегистрирован банк-нерезидент;

б) банки-нерезиденты имеют кредитный рейтинг по степени долгосрочной кредитоспособности не ниже АаЗ (рейтинговая компания «Moody's»), не ниже АА (рейтинговая компания «Standard and Poor»/FITCHRatings); входят в тысячу крупнейших банков мира по величине активов по данным справочника «Бэн-керс альманах» (издательство «Reed Business Information», UK, используется любой выпуск справочника «Бэнкерс альманах», изданный в календарном году, предшествующем календарному году открытия корреспондентского счета);

3) с банками-нерезидентами, являющимися по отношению к уполномоченным банкам дочерними или основными банками, а также с центральными (национальными) банками иностранных государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах), уполномоченные банки устанавливают корреспондентские отношения в соответствии с законодательством РФ без вышеуказанных ограничений;

4) уполномоченные банки представляют в Банк России информацию об открытых корреспондентских счетах «НОСТРО» в банках-нерезидентах и счетах «ЛОРО» банкам-нерезидентам в порядке, установленном Банком России.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: