Валютный контроль

В самом общем виде валютный контроль можно охарактеризовать как деятельность государства в лице органов и агентов валютного контроля, направленную на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении конкретных валютных операций. Более развернутое определение валютного контроля сформулировано как «комплекс нормативно закрепленных административных (правоприменительных) и организационных мер, осуществляемых специально уполномоченными на основании закона государственными органами или иными организациями (например, уполномоченными банками в качестве агентов валютного контроля) и направленных на реализацию порядка совершения валютных операций и сделок в части валютных ограничений, а также мер по выявлению, предупреждению и пресечению нарушений этого порядка»^.

Цель валютного контроля — обеспечение соблюдения валютного законодательства, а также актов органов валютного регулирования и валютного контроля при осуществлении валютных операций.

Основными направлениями валютного контроля являются:

а) проверка соблюдения резидентами и нерезидентами ак

тов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

б) проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов.

В настоящее время действует трехуровневая система валютного контроля. Ее составляют Правительство РФ, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Особенность правового положения Правительства РФ в системе органов валютного контроля заключается в том, что оно осуществляет валютный контроль, не являясь при этом ни органом, ни агентом валютного контроля. Указанная особенность предопределена тем, что Правительство РФ — орган общей компетенции, а иные федеральные органы исполнительной власти — органы специальной компетенции.

Органами валютного контроля являются Банк России и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ.

Согласно постановлению Правительства РФ от 8 апреля 2004 г. № 198 «Вопросы Федеральной службы финансово-бюджетного надзора» эта Служба — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции органа валютного контроля (п. 1), в том числе: контроль за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству РФ, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля (поди. 4 п. 4); организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте РФ (подп. 5 п. 4).

Агенты валютного контроля — пять групп субъектов: уполномоченные банки, подотчетные Банку России; Государственная корпорация Банк развития внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк); профессиональные участники рынка ценных бумаг, не являющиеся уполномоченными банками (в том числе держатели реестра (регистраторы)); таможенные органы; налоговые органы.

Компетенция между органами и агентами валютного контроля в отношении подконтрольных объектов разделяется следующим образом.

Контроль за валютными операциями кредитных организаций, а также валютных бирж осуществляет Банк России.

Контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Банком России. Кроме того, Правительство РФ обеспечивает взаимодействие не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг, таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Банком России.

ЦБ РФ взаимодействует с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля. Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных ЦБ РФ.

В соответствии со ст. 23 Закона о валютном регулировании органы и агенты валютного контроля и их должностные лица имеют право:

проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. При этом обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.

Вместе с тем только органы валютного контроля и их должностные лица вправе:

выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

применять установленные меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны:

контролировать соблюдение резидентами и нерезвдентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны сохранять коммерческую, банковскую и служебную тайну, ставшую им известной при осуществлении их полномочий.

Таким образом, основные отличия органов валютного контроля от агентов валютного контроля состоят в том, что первые обладают более широкими полномочиями в сфере валютного контроля. В частности, органы валютного контроля вправе издавать акты по вопросам, отнесенным к их компетенции; запрашивать и получать документы, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, не указанные в ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании; вьщавать предписания об устранении выявленных нарушений; применять меры ответственности.

Паспорт сделки — основной документ банковского валютного контроля. Паспорт сделки (далее — ПС) представляет собой документ, содержащий необходимые сведения из контракта (договора, соглашения) между резидентом и нерезидентом, предусматривающего проведение валютных операций, заключающихся в осуществлении расчетов и переводов через счета резидента, открытые в уполномоченных банках, а также через счета в банке-нерезиденте:

за вывозимые с таможенной территории РФ или ввозимые на таможенную территорию РФ товары, а также выполняемые работы, оказываемые услуги, передаваемую информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, по внешнеторговому договору (контракту) (далее — контракт), заключенному между резидентом (юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем) и нерезидентом;

при предоставлении резидентами займов в иностранной валюте и в валюте РФ нерезидентам, а также при получении резидентами кредитов и займов в иностранной валюте и в валюте РФ от нерезидентов по кредитному договору.

ПС выполняет две основные функции: контрольную и информационную. ПС является одним из документов валютного контроля (п. 12 ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании); одновременно он — основа для формирования уполномоченным банком досье по паспорту сделки — подборки документов, составляемой в целях учета валютных операций.

ПС представляется таможенным органам при декларировании товаров при помещении товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию РФ и вывозимых (вывезенных) с таможенной территории РФ под выбранный таможенный режим (за исключением таможенного режима международного таможенного транзита), а также при помещении товаров под таможенный режим реэкспорта [14].

В соответствии с ч. 1 ст. 20 Закона о валютном регулировании Банк России установил правила оформления резидентами в уполномоченных банках ПС при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами в разд. И инструкции от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в ред. от 12 августа 2008 г.у. Согласно п. 3.2 указанной инструкции оформление ПС не требуется при осуществлении валютных операций по контракту или кредитному договору, заключенному:

между нерезидентами и физическими лицами — резидентами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, при осуществлении указанными резидентами валютных операций по контракту;

между нерезидентом и кредитной организацией — резидентом;

между нерезидентом и федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным Правительством РФ на осуществление валютных операций в соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона о валютном регулировании;[15]

между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта (кредитного договора) не превышает в эквиваленте 5000 долл. США по курсу иностранных валют к рублю, установленному Банком России на дату заключения контракта (кредитного договора) с учетом внесенных изменений и дополнений.

По контракту, в котором не указана его сумма, ПС оформляется в случае, если резидент исходя из известных ему на дату оформления ПС сведений предполагает, что сумма по контракту превысит в эквиваленте 5000 долл. США [16],

При расчетах между резидентами и нерезидентами по догоио-рам аренды/лизинга движимого имущества и транспортных средств, отнесенных к недвижимым вещам, ПС должен оформляться при ввозе (вывозе) указанного имущества в Российскую Федерацию (из Российской Федерации). В случаях, когда иноз (вывоз) указанного имущества не производится, оформление ПС по договорам лизинга возможно [17].

Оформлять паспорт сделки необходимо и при осуществлении валютных операций между резидентом и нерезидентом по договорам страхования (перестрахования).[18]

Общие требования к порядку оформления ПС состоят в следующем. Резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один ПС в одном банке ПС в порядке, изложенном в приложении 4 к инструкции Банка России № 117-И.

Если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении Банка России по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации — для физического лица). В этом случае территориальное учреждение Банка России, в котором резидентом оформляется ПС, исполняет функции банка ПС.

В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту (кредитному договору).

Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС:

два экземпляра заполненного ПС;

контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору);

разрещение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте в случаях, предусмотренных актами валютного законодательства РФ;

иные необходимые документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Закона о валютном регулировании.

ПС, представляемый в банк ПС резидентом (физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, либо физическим лицом — индивидуальным предпринимателем), подписывается этим резидентом либо лицом, уполномоченным им на основании доверенности, и заверяется его печатью (при ее наличии).

ПС, представляемый в банк ПС резидентом — юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в щтате юридического лица — резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица — резидента.

Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС в срок, не превыщающий трех рабочих дней с даты его представления резидентом в банк ПС.

В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС.

Один экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки'. Другой экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, в срок, не превыщающий трех рабочих дней с даты его представления в банк ПС, возвращается резиденту в порядке, установленном банком ПС.

По усмотрению банка ПС копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки. В этом случае они возвращаются резиденту.

Банк ПС отказывает в подписании ПС по следующим основаниям:

несоответствие данных, содержащихся в контракте (кредитном договоре), данным, указанным в ПС;

Порядок ведения банком ПС досье по паспорту сделки установлен гл. 7 инструкции Банка России № 117-И.

оформление ПС с нарушениями требований, установленных инструкцией Банка России № 117-И;

непредставление резидентом в банк ПС обосновывающих документов.

В случае отказа в подписании ПС банк ПС возвращает резиденту представленные им экземпляры ПС и обосновывающие документы в порядке, установленном банком ПС, в срок, не превышающий трех рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС.

Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС перечисленные выше документы в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не позднее осуществления первой валютной операции по контракту (кредитному договору) либо иного исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.

В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, резидент представляет в банк ПС:

два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт (кредитный договор), либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС;

документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (кредитный договор);

иные документы, указанные в ч. 4 ст. 23 Законом о валютном регулировании;

разрешение органов валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, в случаях, если в соответствии с актами валютного законодательства РФ, а также с изменениями и дополнениями к контракту (кредитному договору) требуется получение указанного разрешения.

Переоформление ПС производится с учетом особенностей заполнения отдельных граф в соответствии с приложением 4 к инструкции Банка России № 117-И. Номер ПС, присвоенный при оформлении ПС банком ПС, переносится в переоформленный ПС и сохраняется в неизменном виде до закрытия ПС и досье по паспорту сделки в банке ПС.

Банк ПС закрывает ПС в следующих случаях:

при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк;

при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ;

по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), — в иных случаях.

При осуществлении таможенного оформления и таможенного контроля таможенные органы могут выявлять нарущения приведенных выше правил оформления ПС, например когда при декларировании товаров в таможенный орган представлена копия ПС, форма которого не соответствует установленной Банком России или одна или несколько граф которого заполнены с нарушением требований, установленных в приложении 4 к инструкции Банка России № 117-И. В случае выявления указанных нарушений должностное лицо таможенного органа должно возбудить в отношении лица, оформившего ПС, дело об административном правонарушении по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ [19].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: