Операции банков с драгоценными металлами и камнями

Специальный нормативный минимум

1. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 24 июля 2007 г.).

2. Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации. Утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 (в ред. от 24 августа 2004 г.),

3. Положение Банка России о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами от 1 ноября 1996 г. № 50 (в ред. от И апреля 2000 г.).

4. Указание Банка России от 1 июля 2009 г. № 2255-У «О правилах учета и хранения слитков драгоценных металлов в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

В отличие от ранее действовавшего Закона РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» Федеральный закон о валютном регулировании 2003 г. не относит драгоценные металлы и драгоценные камни к числу валютных ценностей. Это вполне оправданно как минимум в силу двух причин. Во-первых, в отношении указанных объектов осуществляется специальное регулирование Федеральным законом от 26 марта 1998 г. «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (в ред. от 24 июля 2007 г.)' (далее — Закон о драгметаллах и драгкамнях). Во-вторых, такие цели валютной политики, как обеспечение устойчивости рубля и стабильности внутреннего валютного рынка, могут быть достигнуты и без валютных ограничений в отношении драгоценных металлов и драгоценных камней, поскольку операции с ними не способны в решающей степени оказывать влияние на курс рубля по отношению к иностранным валютам.

В соответствии с Законом о драгметаллах и драгкамнях драгоценные металлы — золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий). Драгоценные металлы могут находиться в любом состоянии, виде, в том числе в самородном и аффинированном виде [22], а также в сырье, сплавах, полуфабрикатах, промышленных продуктах, химических соединениях, ювелирных и иных изделиях, монетах, ломе и отходах производства и потребления.

Драгоценные камни — природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Уникальные янтарные образования приравниваются к драгоценным камням в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 5 января 1999 г. № 8.

Слитки драгоценных металлов — стандартные или мерные слитки российского производства, соответствующие государственным стандартам, действующим в Российской Федерации, и зарубежного производства, соответствующим международным стандартам качества, принятым Лондонской ассоциацией участников рынка драгоценных металлов (LBMA) и участниками Лондонского рынка платины и палладия (LPPM) (стандарт

London good delivery) [23]. В соответствии с международной практикой проведения операций с драгоценными металлами операции с золотом совершаются в количественных единицах чистой массы металла, операции с серебром, платиной и палладием—в количественных единицах лигатурной массы [24] металла.

Согласно ст. 1 Закона о драгметаллах и драгкамнях к операциям с драгоценными металлами и драгоценными камнями относятся:

действия, выражающиеся в переходе права собственности и иных имущественных прав на драгоценные металлы и драгоценные камни (обращение драгоценных металлов и драгоценных камней), в том числе их использование в качестве залога;

изменение физического состояния или содержания драгоценных металлов и драгоценных камней в любых веществах и материалах при добыче, производстве драгоценных металлов и драгоценных камней, их последующей переработке, обработке и использовании;

перемещение драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них, в том числе транспортировка драгоценных металлов и драгоценных камней и продукции из них в места хранения, фонды и запасы, а также хранение и экспонирование драгоценных металлов и драгоценных камней;

ввоз драгоценных металлов и драгоценных камней, а также продукции из них на территорию РФ и их вывоз с территории РФ.

По общему правилу банки осуществляют операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями на основании лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. В соответствии с Положением Банка России № 50 лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов предоставляет банку право осуществлять следующие операции и сделки с драгоценными металлами:

покупать и продавать драгоценные металлы как за свои счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии и поручения);

привлекать драгоценные металлы во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц;

размещать драгоценные металлы от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках;

предоставлять займы в драгоценных металлах;

предоставлять и получать кредиты в рублях и иностранной валюте под залог драгоценных металлов;

оказывать услуги по хранению и перевозке драгоценных металлов при наличии сертифицированного хранилища.

Следует отметить, что Положение о соверщении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации предусматривает для банков более узкий круг операций и сделок с драгоценными металлами по сравнению с Положением Банка России № 50. В соответствии с п. 20 постановления Правительства РФ от 30 июня 1994 г. № 756 «специально уполномоченные банки в пределах прав, предоставленных настоящим Положением [25], с учетом требований Центрального банка Российской Федерации (выделено нами. — Авт.) могут:

совершать сделки купли-продажи слитков золота и серебра как за свой счет, так и за счет клиентов (по договорам комиссии или поручения) со специально уполномоченными банками. Центральным банком Российской Федерации, промышленными потребителями, инвесторами;

совершать операции со слитками золота и серебра по специальным счетам, открываемым ими в соответствии с принятой международной банковской практикой и с учетом требований настоящего Положения;

совершать залоговые операции со слитками золота и серебра при условии реализации предмета залога через специально уполномоченные банки с учетом требований настоящего Положения».

Таким образом, налицо коллизия норм двух подзаконных актов, преодолеть которую возможно путем толкования словосочетания «с учетом требований Центрального банка Российской Федерации», а также применив принцип разрешения коллизий норм актов общего и специального характера. Представляется, что фраза «с учетом требований Центрального банка Российской Федерации» предусматривает возможность для Банка России в специальном акте более подробно урегулировать эти вопросы, конкретизировав и расширив приведенный перечень в рамках функций, предусмотренных, в частности, п. 5 и 12 ст. 4 Закона о Банке России. Кроме того, постановление Правительства РФ № 756 по сравнению с Положением Банка России № 50 является актом, во-первых, общего характера (поскольку распространяется не только на кредитные организации), а во-вторых, принятым ранее. Поэтому применительно к операциям и сделкам банков с драгоценными металлами приоритетом должны пользоваться нормы Положения Банка России № 50.

Помимо указанных выше операций и сделок на основании лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов банки имеют право:

осуществлять экспорт из Российской Федерации аффинированных золота и серебра в виде слитков, порошка и гранул — в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности, а также реализуемых ими на внешнем рынке по договорам комиссии, заключенным с собственниками этих драгоценных металлов;

осуществлять по договорам комиссии, заключенным с ФГУП «Внешнеэкономическое объединение «Алмазювелирэкс-порт», экспорт аффинированных платины и металлов платиновой группы в виде слитков, пластин, порошка и гранул — в отношении указанных драгоценных металлов, находящихся в их собственности [26].

Кредитные организации вправе осуществлять экспорт из Российской Федерации монет из драгоценных металлов, являющихся законным средством платежа.

В аспекте лицензирования правомерно возникает вопрос о том, какие операции с драгоценными металлами банки вправе совершать без получения лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. На этот счет Банк России издал официальное разъяснение от 29 января 2002 г. № 23-ОР «Об отдельных вопросах применения законодательства о проведении кредитными организациями операций с драгоценными металлами и природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации»'. Указанным разъяснением установлено, что независимо от наличия лицензии на совершение операций с драгоценными металлами кредитные организации вправе принимать драгоценные металлы (драгоценные камни) в качестве обеспечения исполнения обязательств юридических и физических лиц (резидентов и нерезидентов), а также предоставлять названным лицам следующие услуги:

хранение драгоценных металлов (драгоценных камней) в хранилищах ценностей кредитных организаций, оборудованных с учетом требований п. 2.1 инструкции Банка России от 30 ноября 2000 г. № 94-И «О порядке определения массы драгоценных металлов и драгоценных камней и исчисления их стоимости в Банке России и кредитных организациях»^ и иных нормативных актов Банка России;

транспортировку драгоценных металлов (драгоценных камней) силами и средствами инкассаторской службы кредитной организации.

Кроме того, кредитные организации вправе использовать принадлежащие им драгоценные металлы (драгоценные камни) для обеспечения своей деятельности в социально-культурных и иных, не связанных с извлечением прибыли, целях, а также реализовать их по договорам посреднических услуг (комиссии, агентирования и т. п.) через уполномоченные организации (индивидуальных предпринимателей) в соответствии с законодательством РФ.

В связи с изданием указанного разъяснения возникает противоречие между его п. 1 (в части, разрешающей без получения лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов принимать драгоценные металлы в качестве обеспечения исполнения обязательств [27] осуществлять хранение драгоценных металлов в хранилищах ценностей банков и их транспортировку) и подп. 7.4 и 7.5 Положения Банка России № 50, в соответствии с которыми на указанные операции получение такой лицензии необходимо.

До 6 февраля 2002 г. необходимость получения лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов относительно залога драгоценных металлов и драгоценных камней в обеспечение исполнения обязательств предусматривалась письмом Банка России от 1 августа 1997 г. № 03-26-2-2/1780 «О некоторых особенностях проведения залоговых операций с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями, а также ювелирными изделиями» [28], в соответствии с которым кредитные организации, независимо от наличия лицензии (разрешения) на осушествление операций с драгоценными металлами (драгоценными камнями), были вправе предоставлять кредиты под залог, предметом которого являются драгоценные металлы, драгоценные камни, а также ювелирные изделия. При этом в случае передачи предмета залога залогодержателю хранение заложенных драгоценных металлов и (или) драгоценных камней было возможно в кредитной организации лишь при наличии у нее лицензии (разрешения) на совершение операций с указанными объектами. При отсутствии у кредитной организации-залогодержателя лицензии (разрешения) на операции с драгоценными металлами (драгоценными камнями) заложенные ценности хранились в уполномоченном банке, определенном сторонами кредитного договора, на основании договора хранения, заключаемого кредитной организацией-залогодержателем с уполномоченным банком. При приеме в залог или на хранение заложенных ювелирных изделий, не являющихся валютными ценностями, кредитной организации в соответствии с указанным письмом не требовалась лицензия (разрешение) на операции с драгоценными металлами (драгоценными камнями).

Однако в настоящий момент для разрешения указанной коллизии необходимо проанализировать правовую природу и юридическую силу официального разъяснения Банка России. В соответствии с Положением Банка России о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России от 18 июля 2000 г. № 115-П^ официальные разъяснения Банка России являются актами толкования нормативных актов и принимаются в случаях необходимости восполнения пробела правового регулирования. Официальные разъяснения не могут устанавливать нормы права и не могут относиться к нормативным актам. Официальные разъяснения Банка России обязательны для применения субъектами, на которых распространяет силу нормативный правовой акт, по вопросам применения которого издано официальное разъяснение.

Поскольку официальное разъяснение № 23-ОР содержит нормы права, которые отменяют действие ряда норм Положения Банка России № 50, приоритет имеет указанное Положение, которое помимо прочего является нормативным правовым актом, т. е. актом более высокой юридической силы по отношению к официальному разъяснению. Чтобы окончательно исключить возможность неоднозначного толкования норм, целесообразно отменить действие официального разъяснения № 23-ОР, внеся одновременно соответствующие изменения и дополнения в Положение № 50.

Драгоценные металлы могут являться объектом хранения в банке (ст. 921- 922 ГК РФ). В соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 5 Закона о банках предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей является банковской сделкой. Законодатель в названных статьях выделяет разновидности договора хранения указанных ценностей в банке (схема 4) [29].

Проанализируем эти разновидности с точки зрения необходимости получения банком лицензии на привлечение во нкли-ды и размещение драгоценных металлов.

Подпункт 7.5 Положения Банка России № 50 предусматривает возможность банка принимать на хранение указанные в нем ценности без помещения их в индивидуальный банковский сейф (но с открытием металлических счетов ответственного хранения — счетов для учета драгоценных металлов с сохранением их индивидуальных признаков (наименование, вес, проба, серийный номер и т. п.) при соблюдении двух условий: во-первых, наличие у банка сертифицированного хранилища; во-вторых, получение лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. При заключении же в соответствии со ст. 922 ГК РФ любой из указанных в ней разновидностей договора хранения драгоценных металлов в индивидуальном банковском сейфе лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов банку не требуется.

Поэтому с практической точки зрения целесообразно дополнить перечень, приведенный в Положении Банка России № 50, указанием на перечисленные выще разновидности договора хранения драгоценных металлов, которые банки вправе осуществлять без соответствующей лицензии.

Особый правовой режим имеют банковские сделки с монетой, содержащей драгоценные металлы (памятные и инвестиционные монеты). Имеется в виду, что далеко не на все из них распространяется требование о наличии у банка лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Это зависит от того, является ли монета валютой РФ или нет.

К монете, содержащей драгоценные металлы, которая является валютой РФ, относится монета, содержащая золото, серебро, платину и металлы платиновой группы и выпущенная в обращение Центральным банком РФ, обязательна к приему по нарицательной стоимости (номиналу) на территории России во все виды платежей без ограничений, а также для зачисления па. счета, во вклады, на аккредитивы и для перевода. Как разъяснил Банк России в письме от 29 сентября 1997 г. № 524 «О совершении кредитными организациями операций купли-продажи монет из драгоценных металлов» (в ред. от 9 апреля 1998 г.)', для заключения сделок и банковских операций с такими монетами лицензии (разрешения) Банка России не требуется.

Что касается монеты, содержащей драгоценные металлы, не являющейся валютой РФ, т. е. вышедшей из обращения на ее территории [30], а также монеты иностранных государств, то ее использование в качестве средства платежа не допускается. Операции и сделки с ней осуществляются банками, имеющими лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, в том же порядке, что и сделки со слитками, в соответствии с Положением Банка России № 50.

Памятные и инвестиционные монеты ввиду применения сложных дорогостоящих технологий чеканки и художественного оформления, а также возможного использования для их изготовления драгоценных металлов могут обращаться в качестве средств наличного платежа по номинальной стоимости, а также предметов коллекционирования, инвестирования и тезаврации [31] по ценам, отличающимся от их номинальной стоимости.

Банк России выпускает в обращение памятные монеты в связи с юбилейными датами, знаменательными событиями истории и современности, акциями по защите окружающей среды, другими событиями общественной жизни, а также инвестиционные монеты из драгоценных металлов — безотносительно к памятной (юбилейной) тематике.

Официальные сообщения Банка России о выпуске в обращение памятных и инвестиционных монет размещаются в средствах массовой информации и на странице Банка России в Интернете (www.cbr.ru), в которых указываются каталожные номера, номиналы и наименования монет, виды и содержание в них химически чистых драгоценных металлов, пробы сплавов, качество чеканки, а также сообщается о геометрических размерах и тиражах выпускаемых в обращение монет, приводятся описания их внешнего оформления.

Порядок выдачи Банком России кредитным организациям памятных и инвестиционных монет установлен указанием Банка России от 19 сентября 2005 г. № 1614-У (в ред. от 23 ноября 2006 г.)

Банковскими операциями с драгоценными металлами в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 5 Закона о банках являются привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Для осуществления указанных операций кредитными организациями открываются металлические счета: металлические счета ответственного хранения и обезличенные металлические счета. Металлические счета открываются для физических и юридических лиц, включая банки.

Металлические счета ответственного хранения — счета клиентов для учета драгоценных металлов, переданных на ответственное хранение в кредитную организацию с сохранением их индивидуальных признаков (наименование, количество ценностей, проба, производитель, серийный номер и др.). Драгоценные металлы, принятые от клиента на хранение, не являются привлеченными средствами банка и не могут быть размещены им от своего имени и за свой счет.

Обезличенные металлические счета — счета, открываемые кредитной организацией для учета драгоценных металлов без указания индивидуальных признаков и осуществления операций по их привлечению и размещению. Драгоценные металлы, учитываемые на обезличенных металлических счетах, имеют количественную характеристику массы металла (для монет — количество в штуках) и стоимостную балансовую оценку. Банки открывают следующие виды обезличенных металлических счетов: счета клиентов (срочные и до востребования), в том числе корреспондентские счета банков, а также счета учета займов в драгоценных металлах, выданных клиентам.

В договоре обезличенного металлического счета определяются операции по данному счету, условия зачисления на счет и возврата со счета драгоценных металлов, а также размер и порядок выплаты вознафаждений, связанных с ведением счета, изменением индивидуальных характеристик драгоценных металлов при их зачислении и вьщачи со счета в физической форме и отклонением массы металла, числящегося на обезличенном металлическом счете, от массы металла, подлежащего возврату с этого счета в физической форме. Проценты, начисляемые на обезличенные металлические счета, комиссионные сборы и прочие вознаграждения, связанные с ведением металлических счетов, исчисляются и выплачиваются в валюте РФ. Проценты по обезличенным металлическим счетам могут быть выплачены также в драгоценных металлах, что должно быть оговорено в договоре между банком и владельцем счета.

Для операций, связанных с переводом драгоценных металлов по обезличенным металлическим счетам, банки вправе устанавливать корреспондентские отношения.

Привлечение и размещение драгоценных металлов на обезличенные металлические счета может быть осуществлено путем:

перевода драгоценных металлов с других обезличенных металлических счетов;

зачисления на обезличенные металлические счета драгоценных металлов при их физической поставке;

зачисления драгоценных металлов, проданных клиенту, или драгоценных металлов, приобретенных банком.

Возврат драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов клиентов возможен путем:

перечисления драгоценных металлов на другие обезличенные металлические счета;

снятия со счетов драгоценных металлов в физической форме;

совершения сделки купли-продажи драгоценных металлов, числящихся на счете.

Займы в драгоценных металлах предоставляются путем поставки драгоценных металлов клиенту в физической форме или на обезличенные металлические счета в обмен на обязательство обратной поставки драгоценных металлов по истечении установленного договором срока.

Суммы займа в драгоценных металлах погашаются в форме физической поставки драгоценных металлов или путем перечисления драгоценных металлов с обезличенных металлических счетов заемщика.

Сделки купли-продажи драгоценных металлов осуществляются с поставкой драгоценных металлов в физической форме или с отражением по счетам.

Указанные сделки могут осуществляться на следующих условиях:

сделки купли-продажи с немедленной поставкой (наличные сделки), когда дата валютирования (дата поставки денежных средств и драгоценных металлов) устанавливается в пределах двух рабочих дней от даты заключения сделки;

срочные сделки купли-продажи, когда сроки расчетов по сделке составляют более двух рабочих дней от даты заключения сделки.

Банки могут совершать другие сделки с драгоценными металлами (опционы, свопы, фьючерсы и др.) в соответствии с законодательством РФ и международной банковской практикой.

Все дсмсжиыс трсОоипиии и обязатсльстпа, возникающие при сделках с дрпюиемнмми металлами между резидентами, должны быть имражсиы и оиламсиы и валюте РФ.

Правила учета и хранения слитко» драгоцсшпих металлов в кредитных органмчациях установлены указанием Банка России от 1 июля 2009 г. № 225.У.

Особенности порядка совершения Банком России сделок купли-продажи драгоценных мегаллон с кредитными организациями ycтaнoилc^IЫ указанием Банка России от 7 октября 1998 г. № 376-У (в ред. ог 30 ноября 2000 г.)

Кредитные организации также могут осуществлять экспорт аффинированного золота и серебра. Для этой операции банки представляют opianaM Федеральной таможенной службы следующие документы:

1) лицензию Банка России, предоставляющую право на проведение операций с драгоценными металлами;

2) лицензию Министерства экономического развития и торговли РФ на экспорт слитков аффинированного золота и серебра;

3) акт государственного контроля;

4) документы, подтверждающие приобретение в собственность экспортируемых слитков, либо договора комиссии, заключенные с собственниками этих слитков;

5) ПС экспорта слитков, оформленный на основании соглашения между кредитной организацией и нерезидентом, в соответствии с которым осуществляется одна из следующих операций:

экспорт слитков для их размещения на металлических счетах банка-экспортера или на хранение по договору открытия металлического счета, договору залога, хранения, депозитному и другому договору (договор размещения);

экспорт слитков для их реализации по договору купли-продажи (в том числе реализуемых кредитными организациями в соответствии с договорами комиссии, заключенными с собственниками этих слитков) либо реализации по договору купли-продажи ранее экспортированных по контракту размещения слитков (договор реализации).

Нормативный минимум

1. Постановление Правительства РФ от 28 декабря 2005 г. № 819 «Об утверждении Правил представления резидентами налоговым органам отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации» (в ред. от 15 июля 2008 г.).

2. Инструкция Банка России от 28 апреля 2004 г. № 113-И «О порядке открытия, закрытия, организации работы обменных пунктов и порядке осуществления уполномоченными банками отдельных видов банковских операций и иных сделок с наличной иностранной валютой и валютой Российской Федерации, чеками (в том числе дорожными чеками), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, с участием физических лиц» (в ред. от 29 ноября 2006 г.).

3. Инструкция Банка России от 15 июня 2004 г. № 117-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» (в ред. от 12 августа 2008 г.).

4. Положение Банка России о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций от 1 июня 2004 г. № 258-П (в ред. от 26 сентября 2008 г.).

5. Положение Банка России о порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования от 20 июля 2007 г. № 308-П.

6. Указание Банка России от 30 марта 2004 г. № 1411-У «Об открытии физическими лицами — резидентами счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации» (в ред. от 25 августа 2005 г.).

7. Указание Банка России от 30 марта 2004 г. № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов».

8. Указание Банка России от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками».

9. Указание Банка России от 20 июля 2007 г. № 1868-У «О представлении

физическими лицами — резидентами уполномоченным банкам документов,

связанных с проведением отдельных валютных операций».

10. Указание Банка России от 10 декабря 2007 г. № 1950-У «О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж».


[1] См.; Указание Банка России от 29 марта 2006 г. № 1676-У «О внесении изменения в инструкцию Банка России от 30 марта 2004 г. № 111-И «Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации» // Вестник Банка России. 2006. № 24.

[2] К указанным лицензиям относятся: а) для банков — лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц); лицензия на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте; генеральная лицензия; б) для небанковских кредитных организаций — лицензия на осуществление банковских операций со средства ми в рублях и иностранной валюте для расчетных небанковских кредитных организаций; лицензия на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте для небанковских кредитных организаций, выполняющих депозитно-кредитные операции.

[3] Имеются в виду уполномоченные банки, подчиненные Банку России.

[4] См.: Указание Банка России от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Вестник Банка России. 2004. № 33.

[5] В соответствии с указанием Банка России от 30 марта 2004 г. № 1412-У «Об установлении суммы перевода физическим лицом — резидентом из Российской Федерации без открытия банковских счетов» физическое лицо — резидент имеет право в течение одного операционного дня перевести из Российской Федерации без открытия банковского счета в уполномоченном банке иностранную валюту или валюту РФ в сумме, не превышающей в эквиваленте 5000 долл. США, определяемой с использованием официальных курсов иностранных валют к рублю, установленных Банком России на дату поручения уполномоченному банку на осуществление указанного перевода.

[6] Членами ОЭСР и ФАТФ являются: Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Великое Герцогство Люксембург, Греческая Республика, Ирландия, Итальянская Республика, Канада, Королевство Бельгия, Королевство Дания, Королевство Испания, Королевство Нидерландов, Королевство Норвегия, Королевство Швеция, Мексиканские Соединенные Штаты, Новая Зеландия, Португальская Республика, Республика Исландия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Турецкая Республика, Федеративная Республика Германия, Финляндская Республика, Французская Республика, Швейцарская Конфедерация, Япония. Членами ФАТФ являются: Аргентинская Республика, Республика Сингапур, Специальный административный район КНР Сянган (Гонконг), Федеративная Республика Бразилия; членами ОЭСР — Венгерская Республика, Республика Корея, Республика Польша, Словацкая Республика, Чешская Республика.

[7] См.: Письмо Департамента операций на финансовых рынках Банка России от 14 февраля 2007 г. № 19-4-2-12/123 // СПС «КонсультантПлюс;».

[8] По первым буквам названия данного Закона: «Uniting and Strengthening America by Providing Appropriate Tools Required to Intercept and Obstruct Terrorism Act».

[9] См.: Письмо Банка России от 7 июня 2006 г. № 81-Т «О нормативном акте Сети по борьбе с финансовыми преступлениями США (ФинСЕН США), устанавливающем требования к открытию и ведению финансовыми институтами США корреспондентских счетов, счетов иностранных граждан и счетов влиятельных политических лиц» // Вестник Банка России. 2006. № 34.

[10] То есть организациями, являющимися банками или иными кредитными организациями, имеющими лицензию или иной документ, дающий право на осуществление банковских операций, выданный уполномоченным органом страны пребывания, либо являющимися юридическими лицами, имеющими право открывать корреспондентские счета по законодательству иностранного государства.

[11] В первую группу таких государств и территорий (офщорных зон) включены: отдельные административные единицы Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (Нормандские острова (Гернси, Джерси, Сарк) и остров Мэн), Ирландия (Дублин, Шеннон), Республика Кипр, Республика Мальта, Республика Сингапур, Китайская Народная Республика (Гонконг (Сянган)), Великое Герцогство Люксембург и Швейцарская Конфедерация.

[12] Антигуа и Барбуда, Содружество Багамских Островов, Барбадос, Королевство Бахрейн, Белиз, Государство Бруней — Даруссалам, зависимые от Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии территории (Ангилья, Бермуды, Британские Виргинские острова, Монтсеррат, Гибралтар, Терке и Кайкос, острова Кайман), Гренада, Республика Джибути, Содружество Доминики, Китайская Народная Республика (Макао (Аомынь)), Ливанская Республика, Мальдивская Республика, Княжество Монако, Республика Коста-Рика, Республика Маврикий, Малайзия (о. Лабуан), Нидерландские Антилы, Новая Зеландия (острова Кука и Ниуэ), Объединенные Арабские Эмираты (Дубай), Португальская Республика (о. Мадейра), Независимое Государство Западное Самоа, Республика Сейшельские Острова, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, США (Виргинские острова США, Содружество Пуэрто-Рико, штат Вайоминг, штат Делавэр), Королевство Тонга, Демократическая Социалистическая Республика Шри-Ланка и Республика Палау.

[13] Княжество Андорра, Исламская Федеральная Республика Коморы (Анжу-анские острова (необходимо иметь в виду, что письмом Банка России от 9 июня 2004 г. № 62-Т сообщено о нелегитимности офшорной зоны, действующей на территории острова Анжуан. Кредитным организациям рекомендовано не устанавливать корреспондентские отношения с банками-нерезидентами, зарегистрированными на территории острова Анжуан, а также рассмотреть вопрос о прекращении ранее установленных корреспондентских отношений с указанными банками (Вестник Банка России. 2004. № 34)), Аруба, Республика Вануату, Республика Либерия, Княжество Лихтенштейн, Республика Маршалловы Острова, Республика Науру (письмом Банка России от 11 декабря 2003 г. № 171-Т сообщено о прекращении функционирования офшорного банковского сектора на территории Республики Науру и отзыве всех лицензий на осуществление банковских операций (Вестник Банка России. 2003. № 69)), Республика Черногория.

[14] См.: Приказ ФТС России от 25 апреля 2007 г. № 536 «Об утверждении перечня документов и сведений, необходимых для таможенного оформления товаров в соответствии с выбранным таможенным режимом» (в ред. от 11 февраля 2009 г.) // РГ. 2007. 14 июня; 2009. 24 марта.

[15] Такими специально уполномоченными органами являются; Служба внешней разведки, Министерство обороны, Министерство иностранных дел, Федеральное казначейство и Федеральная служба безопасности.

[16] См. п. 2 информационного письма Банка России от 31 декабря 2004 г. № 30 «Обобщение практики применения нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (Вестник Банка России. 2005. № 4).

[17] См. п. 3 информационного письма Банка России от 31 декабря 2004 г. № 30.

[18] См. п. 4 информационного письма Банка России от 31 декабря 2004 г. № 30.

[19] См.: Письмо ФТС России от 10 января 2008 г. № 01-11/217 «О направлении методических рекомендаций по квалификации нарушений валютного законодательства» // Таможенный вестник. 2008. № 3.

[20] См. п. 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 ноября 2002 г. № 70 «О применении арбитражными судами статей 140 и 317 Гражданского кодекса Российской Федерации» (ВВАС РФ. 2003. № 1).

[21] Крупным признается размер, превышающий 5 млн руб. (примечание к ст. 193 УК РФ).

[22] Аффинаж драгоценных металлов — процесс очистки извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих компонентов, доведение драгоценных металлов до качества, соответствующего государственным стандартам и техническим условиям, действующим на территории РФ, или международным стандартам.

[23] См. приложение 1 к Положению Банка России о совершении кредитными организациями операций с драгоценными металлами на территории Российской Федерации и порядке проведения банковских операций с драгоценными металлами от 1 ноября 1996 г. № 50 (в ред. от И апреля 2000 г.) (Вестник Банка России. 1996. № 61; 2000. № 20).

[24] Лигатурная масса — фактическая общая масса сплава, содержащего драгметалл. Масса химически чистого драгоценного металла определяется путем умножения лигатурной массы на пробу сплава, представленную в виде десятичной дроби, в которой после запятой проставляются все цифры значения пробы. Например, стандартный слиток золота с пробой 99,99, имеющий лигатурную массу 12 348,4 г, содержит 12 347,2 г химически чистого золота.

[25] Имеется в виду Положение о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации.

[26] См.: Указ Президента РФ от 21 июня 2001 г. «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней» (в ред. от 10 марта 2009 г.) // СЗ РФ. 2001. № 26. Ст. 2653: 2009. № П. Ст. 1278.

[27] Среди возможных способов обеспечения исполнения обязательств, предусмотренных гл. 23 ГК РФ, драгоценные металлы могут быть предметом только залога.

[28] Утратило силу в связи с изданием указания Банка России от 29 января 2002 г. № 1104-У с момента опубликования последнего в «Вестнике Банка России», т. е. с 6 февраля 2002 г. В этот же день было опубликовано указанное выше официальное разъяснение.

[29] Особенности порядка заключения кредитными организациями договора хранения драгоценных металлов и ведения счета ответственного хранения драгоценных металлов в Банке России установлены указанием Банка России от 18 ноября 1999 г. № 682-У (Вестник Банка России. 1999. № 70-71).

[30] Например, с 1 января 1999 г. памятные и инвестиционные монеты старых образцов из драгметаллов, выпущенные в СССР и Российской Федерации в 1965—1997 гг. включительно, утратили статус валюты РФ и с этой даты переведены в категорию драгметаллов.

[31] Тезаврация (от греч. thesauros — сокровище) — накопление золота (слитков и монет) в качестве средства сбережения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: