Понятие валюты и валютных ценностей

Тема 7.3. Операции банков с валютой и валютными ценностями

Понятие валюты и валютных ценностей.

Валютные операции и принципы их правового регулирования '' Термин «валюта» (в переводе с итальянского — «стоимость») означает денежную единицу какого-либо государства (национальная валюта) или иностранного государства (иностранная валюта). Соответственно в первую очередь следует разграничить понятие национальной валюты РФ и иностранной валюты.

Основным нормативным правовым актом, действующим в сфере регламентации валютных операций, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон о валютном регулировании), в соответствии со ст. 1 которого валютой РФ являются:

а) денежные знаки в виде банкнот и монеты Банка России, находящиеся в обращении в качестве законного средства наличного платежа на территории РФ, а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах.

Под иностранной валютой понимаются:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки;

б) средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах.

Ранее действовавший Закон РФ от 9 октября 1992 г. «О валютном регулировании и валютном контроле» к валютным ценностям относил:

а) иностранную валюту;

б) ценные бумаги, номинированные в иностранной валюте;

в) драгоценные металлы — золото, серебро, платину и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;

г) природные драгоценные камни — алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных и других бытовых изделий из этих камней и лома таких изделий.

Действующий Закон о валютном регулировании к валютным ценностям относит лишь иностранную валюту и внешние ценные бумаги. Таким образом, и драгоценные металлы, и драгоценные камни из состава валютных ценностей исключены. При этом законодатель вводит совершенно новый для российского права институт внешних и внутренних ценных бумаг.

Внутренние ценные бумаги — ценные бумаги, отвечаюшие хотя бы одному из следующих признаков:

а) эмиссионные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте РФ и выпуск которых зарегистрирован в Российской Федерации;

б) иные ценные бумаги, удостоверяющие право на получение валюты Российской Федерации, выпущенные на территории РФ.

Внешние ценные бумаги — все ценные бумаги, в том числе бездокументарные, не являющиеся внутренними. Именно эти ценные бумаги Законом отнесены к валютным ценностям.

Если ранее действовавший закон определял только принципы валютных операций в Российской Федерации, то новый Закон устанавливает принципы валютного регулирования и валютного контроля. Указанное изменение свидетельствует о том, что при осуществлении хозяйствующими субъектами валютных операций вмешательство государства в этот процесс отныне будет сведено к минимуму и направлено только на обеспечение реализации единой государственной политики в данной сфере, соблюдения валютного законодательства и актов органов валютного регулирования при проведении валютных операций. Об этом свидетельствует также содержание принципов валютного регулирования и валютного контроля, которые впервые сформулированы в Законе о валютном регулировании.

Такими принципами в соответствии со ст. 3 Закона являются:

1) приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

2) исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

3) единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации;

4) единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

5) обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при валютных операциях.

Полностью изменился подход законодателя к определению самих валютных операций и регулированию порядка их осуществления.

Валютные операции теперь не классифицируются на текущие и связанные с движением капитала. Законодатель свёл количество операций, отнесенных к валютным, к следующим:

1) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

2) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

3) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

4) ввоз на таможенную территорию РФ и вывоз с таможенной территории РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

5) перевод иностранной валюты, валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории РФ, на счет того же лица, открытый на территории РФ, и со счета, открытого на территории РФ, на счет того же лица, открытый за пределами территории РФ;

6) перевод нерезидентом валюты РФ, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории РФ, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории РФ.

Таким образом, законодатель дал исчерпывающий перечень операций, подлежащих регулированию нормами валютного законодательства.

Ранее в целях ограничения вывоза капитала из Российской Федерации Банк России обязывал участника валютной операции, не относящейся к текущей и, следовательно, связанной с движением капитала, получать разрешение (лицензию) Банка России. Теперь если порядок осуществления валютных операций не установлен органами валютного регулирования (Банком России, Правительством РФ), то валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без каких-либо ограничений.

Ограничения на некоторые валютные операции все же могут быть установлены, но только в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ (ст. 6 Закона о валютном регулировании). При этом в Законе особо отмечается, что данные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление.

До 1 июля 2006 г. существовали два вида валютных ограничений: требование об использовании специального счета при проведении валютных операций и резервирование. В 2006 г. в Закон о валютном регулировании были внесены изменения, в соответствии с которыми резервирование как вид валютных ограничений было отменено. Указанием Банка России от 29 мая 2006 г. № 1688-У2 также с 1 июля 2006 г. отменено требование обязательного использования резидентами и нерезидентами специальных банковских счетов, специальных разделов счетов депо, специальных разделов лицевого счета по учету прав на ценные бумаги, а также специальных брокерских счетов. С 7 мая 2006 г. норматив обязательной продажи части валютной выручки резидентами был установлен в размере 0% [1], что означало фактическую отмену ее обязательной продажи.

На законодательном уровне все виды валютных ограничений были отменены с 1 января 2007 г.

§ 2. Субъекты валютных правоотношений, их права и обязанности Субъектами валютных правоотношений являются резиденты, нерезиденты, органы валютного регулирования, органы валютного контроля и агенты валютного контроля.

Согласно п. 6 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании к категории резидентов относятся:

а) физические лица, являющиеся гражданами РФ, за исключением граждан РФ, признаваемых постоянно проживающими в иностранном государстве в соответствии с законодательством этого государства;

б) постоянно проживающие в Российской Федерации на основании вида на жительство иностранные граждане и лица без гражданства;

в) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ;

г) находящиеся за пределами территории РФ филиалы, представительства и иные подразделения резидентов — юридических лиц;

д) дипломатические представительства, консульские учреждения РФ и иные официальные представительства РФ, находящиеся за пределами территории РФ, а также постоянные представительства РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

е) Российская Федерация, ее субъекты, муниципальные образования, которые являются участниками отношений, регулируемых Законом о валютном регулировании и принятыми в соответствии с ним иными федеральными законами и другими норма тивными правовыми актами.

К нерезидентам в соответствии с названным Законом относятся:

а) физические лица, не являющиеся резидентами;

б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

в) организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и имеющие местонахождение за пределами территории РФ;

г) аккредитованные в Российской Федерации дипломатические представительства, консульские учреждения иностранных государств и постоянные представительства указанных государств при межгосударственных или межправительственных организациях;

д) межгосударственные и межправительственные организации, их филиалы и постоянные представительства в Российской Федерации;

е) находящиеся на территории РФ филиалы, постоянные представительства и другие обособленные или самостоятельные структурные подразделения нерезидентов — юридических лиц и нерезидентов, не являющихся юридическими лицами;

ж) иные лица, не относящиеся к резидентам.

Как участники валютных правоотнощений перечисленные субъекты имеют право:

знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

обжаловать рещения и действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц;

на возмещение реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля и их должностных лиц.

Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны:

представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены ст. 23 Закона о валютном регулировании;

вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям, обеспечивая сохранность соответствующих документов и материалов в течение

не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора;

выполнять предписания органов валютного контроля об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.

Особую группу субъектов валютных правоотношений составляют уполномоченные банки и валютные биржи.

Уполномоченные банки — кредитные организации, созданные в соответствии с законодательством РФ и имеющие право на основании лицензий Банка России осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте [2], а также действующие на территории РФ в соответствии с лицензиями Банка России филиалы кредитных организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, имеющие право осуществлять банковские операции со средствами в иностранной валюте. Двойственность их валютно-правового статуса заключается в том, что они, с одной стороны, являются резидентами, совершающими банковские операции и сделки со средствами в иностранной валюте от своего имени, а также по поручению клиентов, а с другой — выступают агентами валютного контроля в отношении своих клиентов.[3]

Валютные биржи — юридические лица, созданные в соответствии с законодательством РФ, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Банком России.

Органы валютного регулирования — Банк России и Правительство РФ.

Правовой режим совершаемых валютных операций зависит от субъектного состава участников валютных правоотношений.

Так, валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных ст. 11 Закона о валютном регулировании.

Валютные операции между резидентами запрещены, за исключением:

операций, предусмотренных ч. 6 ст. 12 и ч. 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании;

операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, а также с расчетами при реализации товаров и оказании услуг пассажирам в пути следования транспортных средств при международных перевозках;

операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории РФ, а также по договорам страхования указанных грузов;

операций с внещними ценными бумагами, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ;

операций с внещними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством РФ и осуществления расчетов в валюте РФ;

операций, связанных с обязательными платежами (налоги, сборы и другие платежи) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте;

операций, связанных с выплатами по внещним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей;

операций при оплате и (или) возмещении расходов физического лица, связанных со служебной командировкой за пределы территории РФ, а также операций при погашении неизрасходованного аванса, вьщанного в связи со служебной командировкой;

операций, связанных с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством;

операций, предусматривающих расчеты и переводы для осуществления деятельности дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами ее территории, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях;

переводов физическим лицом — резидентом из Российской Федерации в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета, открытые в банках, расположенных за пределами территории РФ, в суммах, не превышающих в течение одного операционного дня через один уполномоченный банк суммы, равной в эквиваленте 5000 долл. США по официальному курсу, установленному ЦБ РФ на дату списания денежных средств со счета физического лица — резидента (за исключением переводов в пользу супругов или близких родственников (родственников по прямой восходящей и нисходящей линии (родителей и детей, дедушек, бабушек и внуков), полнородных и неполнородных (имеющих общих отца или мать) братьев и сестер, усыновителей и усыновленных), которые осуществляются без ограничений по сумме);

переводов физическим лицом — резидентом в Российской Федерации со счетов, открытых в банках, расположенных за пределами территории РФ, в пользу иных физических лиц — резидентов на их счета в уполномоченных банках;

операций по оплате и (или) возмещению расходов, связанных со служебными поездками за пределы территории РФ работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер;

операций, уьсазанных выше и предусмотренных ч. 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании, совершаемых доверительными управляющими;

операций, связанных с расчетами между транспортными организациями и находящимися за пределами территории РФ физическими лицами, а также филиалами, представительствами и иными подразделениями юридических лиц, созданных в

соответствии с законодательством РФ, по договорам перевозки

пассажиров;

переводов физическими лицами — резидентами со своих счетов, открытых в уполномоченных банках, в пользу HHIIIX физических лиц — резидентов, являющихся их супругами или близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами, усыновителями и усыновленными), на счета указанных лиц, открытые в уполномоченных банках либо в банках, расположенных за пределами территории РФ;

операций, предусматривающих переводы иностранной валюты на счета дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также на счета постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях со счетов, открытых в уполномоченных банках федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции, связанные с их деятельностью за пределами территории РФ через своих представителей или представительства, и организациями, имеющими на основании федерального закона право по использованию счетов указанных официальных представительств и постоянных представительств РФ, для выплаты заработной платы и иных выплат, связанных с содержанием своих представителей или сотрудников своих представительств за пределами территории РФ, а также для оплаты и (или) возмещения расходов, связанных с их командированием;

операций, предусматривающих переводы иностранной валюты, переведенной в соответствии с предыдущим абзацем на счета, открытые в уполномоченных банках указанными в предыдущем абзаце федеральными органами исполнительной власти и организациями, со счетов дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также со счетов постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях.

Без ограничений также осуществляются следующие валютные операции по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет:

отнесенные к банковским операциям в соответствии со ст. 5 Закона о банках;

связанные с исполнением обязательств по выплате иностранной валюты в соответствии с договорами поручительства и договорами залога, исполнение регрессных требований поручителей;

связанные с приобретением у третьих лиц — уполномоченных банков, а также с уступкой третьим лицам — уполномоченным банкам за иностранную валюту требований исполнения обязательств в денежной форме;

связанные с расчетами в иностранной валюте по договорам финансовой аренды (лизинга);

с внешними ценными бумагами;

связанные с осуществлением платежей в иностранной валюте по операциям с внутренними ценными бумагами и внешними ценными бумагами;

связанные с привлечением денежных средств в иностранной валюте в виде кредитов;

связанные с доверительным управлением денежными средствами;

связанные с уплатой комиссионного вознаграждения (оплатой услуг уполномоченного банка) по указанным выше операциям между уполномоченными банками.

Иные валютные операции между уполномоченными банками осуществляются ими в порядке, установленном для юридических лиц — резидентов, не являющихся уполномоченными банками, если иное не установлено Банком России [4].

Кроме того, без ограничений осуществляются валютные операции между резидентами и уполномоченными банками, связанные:

с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам;

с внесением денежных средств резидентов на банковские счета (в банковские вклады) (до востребования и на определенный срок) и получением денежных средств резидентов с банковских счетов (банковских вкладов) (до востребования и на определенный срок);

с банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога;

с приобретением резидентами у уполномоченных банков векселей, выписанных этими или другими уполномоченными банками, предъявлением их к платежу, получением по ним платежа, в том числе в порядке регресса, взысканием по ним штрафных санкций, а также с отчуждением резидентами указанных векселей уполномоченным банкам в порядке, установленном Законом «О переводном и простом векселе»;

с куплей-продажей физическими лицами наличной и безналичной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и иностранную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физическими лицами предпринимательской деятельности;

с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграждения;

с иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям.

Резиденты вправе без ограничений открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и осуществлять расчеты через указанные счета.

Нерезиденты вправе без ограничений осуществлять между собой переводы иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами территории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках или банковских счетов (банковских вкладов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках.

Нерезиденты также вправе осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований, установленных антимонопольным законодательством и законодательством о рынке ценных бумаг.

Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через банковские счета (банковские вклады), открытые на территории РФ в порядке, предусмотренном ст. 13 Закона о валютном регулировании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: