Меры пресечения – это лишь один из институтов превентивных мер принуждения, который установлен главой 18 УПК, а также статьями 490 и 491 УПК. Кроме того, при реализации института мер пресечения необходимо руководствоваться положениями Конституции Республики Казахстан, Конституционным Законом РК «О судебной системе и статусе судей РК», Законами РК «О прокуратуре РК», «О порядке и условиях содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», ряда других законодательных актов республики. Меры пресечения применяется также с учетом общепризнанных и ратифицированных нашим государством норм международно-правовых актов, в которых закреплены гуманные общечеловеческие ценности, и принципы уважения чести и достоинства личности, право на личную свободу и иных гражданских прав и свобод человека.
При сношении правоохранительных органов республики с другими государствами по вопросам оказания правовой помощи меры пресечения применяются с учетом положений международных договоров (ст.521 УПК), в частности: Утвержденным ООН «Сводом принципов защиты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме», Минской Конвенцией СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам», Инструкцией РК «О порядке извещения дипломатических представительств иностранных государств на территории Республики Казахстан о задержания и арестах граждан представляемого государства, а также о порядке посещения представителями дипломатических представительств задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы иностранных граждан», а также с учетом положений иных международных договоров по борьбе с транснациональными преступлениями, конвенциями, соглашениями о правовой помощи и правовых отношениях по уголовным делам. В практике международных отношений имеют широкое распространение заключение двухсторонних соглашений и конвенций по вопросам дипломатических и консульских сношений, в которых решаются и оговариваются проблемы привилегий и иммунитетов от уголовного преследования.
Организационно-правовые и руководящие разъяснения по вопросам применения норм института мер пресечения содержаться в постановлениях Пленума Верховного Суда РК, а также в приказах, инструкциях и указаниях Генеральной прокуратуры РК и других силовых министерств и ведомств.
Самая главная ценность общества Республики Казахстан – человек. Конституция РК гласит, что его честь, достоинство, свобода и неприкосновенность находятся под охраной государства и Закона.
Конституция РК гарантирует гражданам неприкосновенность личности, из этого следует, что в уголовном процессе применение досудебного лишения свободы должно осуществляться на началах законности при наличии системы процессуальных гарантий, исключающих незаконное и необоснованное избрание мер досудебного лишения свободы.
Неприкосновенность личности граждан в Казахстане гарантируется в соответствии со статьей 16 Конституции РК. В Конституции РК установлено, что каждый имеет право на личную свободу. Арест и содержание под стражей допускаются только в предусмотренных законом случаях и лишь с санкции суда или прокурора, с предоставлением арестованному права судебного обжалования.
Принцип неприкосновенности личности в республике получил свое осмысление и конкретизацию в новом уголовно-процессуальном законе, так как в правовом государстве для ее неукоснительного соблюдения требовалась система процессуальных гарантий прав обвиняемого и других участников процесса.
Верно подчеркивает А.Н. Ахпанов, что: «Злоупотребление физическими и психическими формами насилия над личностью при осуществлении полномочий органами дознания и предварительного расследования приводят к усугублению конфронтации между властью и гражданами, в критических ситуациях – к открытому противодействию»[62].
Данный принцип проявляется особо часто при решении вопроса о применении мер досудебного лишения свободы. В связи, с чем необходима теоретическая и практическая регламентация порядка ограничения личной свободы лиц, попавших в орбиту уголовного преследования с учетом требований международно-правовых актов и Конституции РК.
Пресекаемый аспект рассматриваемых мер выражен, прежде всего, в вышеуказанных целях. Цели же мер пресечения, по нормативному содержанию, связаны не с пресечением, а с недопущением, предупреждением нежелательного поведения обвиняемого (подозреваемого). Поэтому само название «меры пресечения» не в полной мере отражают существо данного института. Меры пресечения не столько пресекают недозволенную деятельность обвиняемого (подозреваемого) сколько обеспечивают его надлежащее поведение. Вследствие этого, меры пресечения по-другому именуют – «мерами обеспечения»[63].
Меры пресечения в соответствии с требованиями ст.139 УПК применяются только в отношении обвиняемого, и лишь в исключительных случаях, на основании ст.142 УПК она может быть избрана в отношении подозреваемого, но на срок не более 10 суток. До истечения указанного срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение. Если в этот срок обвинение не будет предъявлено, мера пресечения немедленно отменяется.
Таким образом, институт мер пресечения призван, с одной стороны обеспечивать эффективное осуществление уголовного судопроизводства, что бы гарантировать надлежащее поведение обвиняемого (подозреваемого) и его явку по вызовам в орган уголовного преследования и в суд, и с другой стороны обеспечивать строжайшую охрану, гарантированных конституцией, законных прав и интересов обвиняемого (подозреваемого). Без учета указанных задач, при реализации мер пресечения невозможно осуществить правильное и законное отправление правосудия.
По смыслу ст.139 УПК органы, осуществляющие уголовный процесс вправе применить лишь одну из мер пресечения, предусмотренных ст.140 УПК.
От мер уголовно-процессуального принуждения меры пресечения отличаются своими специфическими, присущими только ей признаками:
1. по целям их применения – пресечение со стороны обвиняемого (подозреваемого) возможности совершения ненадлежащего поведения, препятствующего осуществлению задач правосудия;
2. по основаниям их применения – достаточные данные полагать, что без избрания указанных меры возникает реальная возможность наступления последствий, препятствующих производству по уголовному делу;
3. по ограничительному признаку – меры пресечения существенно ущемляют права конкретного обвиняемого на личную свободу.
Характеризуя сущность мер пресечения необходимо подчеркнуть, что они оказывают на обвиняемого моральное воздействие[64]; представляют угрозу наступления значительных материальных потерь[65]; изолируют обвиняемого от общества[66]; оказывают превентивное воздействие не только на обвиняемых, но и на других участников процесса и в целом на граждан[67]; это меры насильственные, принудительные, они применяются вопреки воле и желанию обвиняемых, они направлены на подавление воли и желаний, принуждают их либо воздержаться, не совершать установленных законом деяний, либо, напротив, заставляют обвиняемых совершать предусмотренные законом действия[68]; и в конечном итоге оказывают на обвиняемых психологическое, физическое или материальное воздействие в целях обеспечения с их стороны надлежащего поведения при производстве по уголовному делу[69].