Для качественного усвоения материала необходимо понимать, что такое модуль. Краткую информацию о нём можно найти на странице Математические формулы и таблицы в справочном материале Горячие формулы школьного курса математики.
Применение модуля тоже представляет собой геометрическое преобразование графика. Не буду создавать сверхподробный мануал, отмечу только те моменты, которые, с моей точки зрения, реально пригодятся для решения других задач по вышке.
Сначала посмотрим, что происходит, когда модуль применяется к АРГУМЕНТУ функции.
Правило: график функции
получается из графика функции
следующим образом: при
график функции
сохраняется, а при
«сохранённая часть» отображается симметрично относительно оси
.
Пример 22
Построить график функции 
И снова вечная картина:
Согласно правилу, при
график сохраняется:
И сохранившаяся часть отображается симметрично относительно оси
в левую полуплоскость:

Действительно, функция
– чётная, и её график симметричен относительно оси ординат. Поясню детальнее смысл симметрии. Посмотрим на два противоположных значения аргумента, например, на
и
. А какая разница? Модуль всё равно уничтожит знак «минус»:
, то есть значения функции будут располагаться на одной высоте.
Функцию от модуля можно расписать в так называемом кусочном виде по следующему правилу:
. В данном случае:

То есть, правая волна графика
задаётся функцией
, а левая волна – функцией
(см. Пример 13).
Пример 23
Построить график функции 
Аналогично, ветвь «обычной» экспоненты
правой полуплоскости отображаем симметрично относительно оси
в левую полуплоскость:
Распишем функцию в кусочном виде:
, то есть правая ветвь задаётся графиком функции
, а левая ветвь графиком
.
Модуль не имеет смысл «навешивать» на аргумент чётной функции:
и т.п. (проанализируйте, почему).
И, наконец, завершим статью весёлой нотой – применим модуль к САМОЙ ФУНКЦИИ.
Правило: график функции
получается из графика функции
следующим образом: часть графика
, лежащая НАД осью
сохраняется, а часть графика
, лежащая ПОД осью
отображается симметрично относительно данной оси.
Странно, что широко известный график модуля «икс» оказался на 24-ой позиции, но факт остаётся фактом =)
Пример 24
Построить график функции 
Сначала начертим прямую, известную широкому кругу лиц:
Часть графика, которая ВЫШЕ оси
, остаётся неизменной, а часть графика, которая НИЖЕ оси
– отображается симметрично в верхнюю полуплоскость:

Модуль функции также раскрывается аналитически в кусочном виде:

Внимание! Формула отличается от формулы предыдущего пункта!
В данном случае:
, действительно, правый луч задаётся уравнением
, а левый луч – уравнением
.
Кстати,
– редкий экземпляр, когда можно считать, что модуль применён, как к аргументу:
, так и к самой функции:
. Изучим более «жизненную» ситуацию:
Пример 25
Построить график функции 
Сначала изобразим график линейной функции
:
То, что ВЫШЕ оси абсцисс – не трогаем, а то, что НИЖЕ – отобразим симметрично относительно оси
в верхнюю полуплоскость:

Согласно формуле
, распишем функцию аналитически в кусочном виде:
.
Или, упрощая оба этажа:
, то есть правый луч задаётся функцией
, а левый луч – функцией
. Сомневающиеся могут взять несколько значений «икс», выполнить подстановку и свериться с графиком.
На какие функции модуль «не действует»? Модуль бессмысленно применять к неотрицательным функциям. Например:
. Экспоненциальная функция и так полностью лежит в верхней полуплоскости:
.
Всё возвращается на круги своя, синусом начали, синусом и закончим. Как в старой доброй сказке:
Пример 26
Построить график функции
.
Изобразим сами знаете что =)

И снова – то, что находиться в верхней полуплоскости – оставим в покое, а содержимое подвала – отобразим симметрично относительно оси
:

Кстати, понятен ли вам неформальный смысл такого симметричного отображения? Модуль «съедает» у отрицательных чисел знак и делает их положительными, именно поэтому «подвальные» точки занимают противоположные места в верхней полуплоскости.
Распишем функцию в кусочном виде:

Решив два простейших школьных неравенства
, получаем:
, где
– любое целое число.
Да, статья была не самой приятной, но крайне необходимой. Однако повествование завершилось и стало немножко грустно =) Чем-то напомнило мне всё это урок про метод Симпсона, который тоже создавался в марте, и тоже достаточно долгое время. Наверное, громоздкие вещи пишутся по сезону =)
Желаю успехов!
Автор: Емелин Александр
Высшая математика для заочников и не только >>>
(Переход на главную страницу)
Как можно отблагодарить автора?
Непрерывность функции. Точки разрыва.
Как исследовать функцию на непрерывность?
Идет бычок, качается, вздыхает на ходу:
– Ох, доска кончается, сейчас я упаду!
На данном уроке мы разберём понятие непрерывности функции, классификацию точек разрыва и распространённую практическую задачу исследования функции на непрерывность. Из самого названия темы многие интуитивно догадываются, о чём пойдёт речь, и думают, что материал довольно простой. Это правда. Но именно несложные задачи чаще всего наказывают за пренебрежение и поверхностный подход к их решению. Поэтому рекомендую очень внимательно изучить статью и уловить все тонкости и технические приёмы.
Что нужно знать и уметь? Не очень-то и много. Для качественного усвоения урока необходимо понимать, что такое предел функции. Читателям с низким уровнем подготовки достаточно осмыслить статью Пределы функций. Примеры решений и посмотреть геометрический смысл предела в методичке Графики и свойства элементарных функций. Также желательно ознакомиться с геометрическими преобразованиями графиков, поскольку практика в большинстве случаев предполагает построение чертежа. Перспективы оптимистичны для всех, и даже полный чайник сумеет самостоятельно справиться с задачей в ближайший час-другой!