ФОМ – предметная область

Методологические воззрения если не определяют, то, по крайней мере, существенно влияют на представления о том, что изучать. Так, принцип выбора для опросов "общих и актуальных" тем приводит к уточнению предметной области исследований. Она включает следующие компоненты. Во-первых, общероссийский событийный ряд, т. е. события, явления, происшествия и т. д., становящиеся общим достоянием при посредстве средств массовой информации. Во-вторых, спектр социальных проблем, переживаемых на массовом уровне как "острые, насущные". В-третьих, фигуры и персонажи, структуры власти, политики, культуры, бизнеса и т. д., присутствующие на публичной информационной сцене. В-четвертых, значимые события, фигуры и объекты внешнего по отношению к России мира. В-пятых, распространенные определения, объяснения, клишированные суждения и идеоло­ге­мы, циркулирующие в данный момент в обществе. В-шестых, базисные понятийные и символические концепты современной общественно-политической и культурной системы России, представленные в публичном дискурсе. В-седьмых, бытующие сегодня представления об устройстве и структуре современного социального мира, о присущих ему нормах, правилах, ценностях и т. д.

Уточнение предметной области – это не только углубление, но и ограничение. Например, из тематического круга Фонда "Общественное мнение" постепенно выбывали маркетинговые исследования (коих за 10 лет было выполнено довольно много), измерения аудиторий СМИ (в 1995–1998 гг. у нас шел проект ежедневных опросов москвичей о телепросмотре, а вычисляемые на этой основе рейтинги телепередач были ориентирующей информацией для телеканалов). Если в начале 90-х мы были готовы выполнять (и выполняли) опросы едва ли не по любым темам, то в дальнейшем стала очевидной необходимость специализации.

Так сложилось, что в 1996 г. ФОМ стал базовой социологической организацией предвыборного штаба Б. Н. Ельцина. Тогдашняя работа имела несколько внутренних и внешних последствий. Во-первых, оказалось, что для избирательной кампании нужны не только и не столько рейтинги претендентов, а именно исследования "социальной атмосферы", выявление в ней значимых факторов, влияющих на электоральные предпочтения и электоральное поведение людей. Во-вторых, участники предвыборного штаба, оказавшиеся затем в разных структурах и на разных постах, сделали для себя важный вывод о необходимости постоянно "держать руку на пульсе" общественного мнения, и в результате сформировался отчетливый запрос на постоянный мониторинг "социальной атмосферы". В-третьих, Фонд "Общественное мнение" получил долговременную возможность развивать описанную выше методологию исследований "социальной атмосферы" и стал специализироваться именно на этом направлении.

С 1996 г. постепенно складывалось представление и об основных тематических векторах исследований Фонда "Общественное мнение", направленных на определенные секторы необъятной "социальной атмосферы". Во-первых, это политическая тематика, понимаемая в узком смысле, - власть/государство, политические институты, политики, выборы. Во-вторых, это социальная тематика - темы, связанные с происходящим в России, за исключением особо выделенной сферы политики. В-третьих, это "внешняя" тематика, связанная с событиями, которые происходят в мире, за пределами России. В-четвертых, это тематика, относящаяся к сфере духовной жизни общества и его моральных ценностей. В-пятых, "житейская" тематика, т. е. все, что связано с устройством и протеканием повседневной жизни. Легко заметить: приведенное тематическое деление в принципе соответствует рубрикации новостей и материалов в СМИ, что естественно в контексте декларированного выше принципа отбора "общих и актуальных" тем для исследований. Ведь именно СМИ отражают структуру "социальной атмосферы" и одновременно сами формируют и даже иногда диктуют ее, навязывая свою "повестку дня".

Следует отметить, что политическая тематика в исследованиях Фонда "Общественное мнение" занимает особое место и ее удельный вес весьма велик. Это, конечно, связано со спецификой реальной работы Фонда на рынке изучения общественного мнения, с тем, что исследования Фонда были востребованы во всех федеральных избирательных кампаниях и в десятках региональных. В 1996, 1999 и 2000 гг. перед президентскими и парламентскими выборами ФОМ выступал не только в роли "поставщика" обширных сведений о складывающемся в связи с выборами ментальном контексте. Проводилась еще и другая работа: интерпретация и объяснение результатов опросов и создание тем самым основы для выработки эффективных предвыборных стратегий и тактик. Кроме того, в период между выборами исследования Фонда поддерживались политическими и властными структурами, а также крупными (и, следовательно, неравнодушными к "большой политике") бизнес-структурами, для которых политические исследования, конечно, относятся к числу наиболее интересных. Все это, безусловно, оказало и оказывает влияние на тематический спектр исследований Фонда "Общественное мнение". Впрочем, последние десять лет для России были настолько насыщены политикой (в том числе политическими трансформациями, потрясениями, баталиями), что крен в эту сторону для опросной организации можно считать вполне естественным.

Наверное, и в дальнейшем политическая тематика будет иметь высокий удельный вес в наших исследованиях: ведь власть и ее восприятие относятся к темам "общим и актуальным". Тем не менее этот круг вопросов отнюдь не является для нас основным. Все-таки больше всего наши исследования связаны с тематикой социальной, т. е. с тем, что происходит в рос­сийском обществе.

Кроме того, исследовательский потенциал Фонда привлекался и привлекается к ряду крупных социальных проектов – например, "Спутниковое телевидение" (1996-1997), "Деноминация" (1997-1998), "Восприятие реформ" (2000-2001), "Перепись населения" (2001-2002) и др.

Сейчас в рамках социальной тематики вырисовывается несколько узловых проблем, по которым накоплен значительный материал, и следует ожидать дальнейшего в них углубления. К ним относятся: "Телевизор", "Символика", "Молодежь", "Язык общественного мнения", "Интернет" и др. Сюда же примыкают проекты по "внешней" тематике: "Образы других стран" и "Россия – Америка".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: