Проблемы интерпретации муз. произв-я

Рассуждая о проблемах музыкальной интерпретации, исходят из того, что музыкальное произведение существует в качестве художественного феномена лишь в реальном звучании. В качестве "звучащей субстанции" музыкальное произведение, как правило, - результат со-творчества композитора и исполнителя. Стремление произвести на слушателя наибольшее впечатление нередко (чтобы не сказать - всегда) ставит исполнителя перед выбором: следовать ли воле творца (композитора) или удовлетворять желания публики. Противоречие это существует вполне реально, поскольку публике зачастую интересно услышать совсем не то, что стремился выразить композитор.

История исполнительского искусства знает множество примеров того, как исполнители прибегали к насилию над авторской волей и авторским текстом, желая произвести наибольший эффект на публику. Поэтому многие композиторы выступают против какой бы то ни было интерпретации их музыки, считая, что лучшим будет точное исполнение написанного текста. Генрих Нейгауз, считал, что есть два типа исполнителей. В игре одних слышно: "Я играю Баха" (Гофман), других - "Я играю Баха" (Шнабель). Для первых важнее личный успех у публики, для вторых - успех произведения.

За последние два-три десятилетия сложилось и заняло господствующие позиции новое, "авангардное" направление в исполнительском искусстве - "ретроградная" интерпретация музыкального произведения. "Ретроградная", или аутентичная, интерпретация - это исполнение, основанное на максимально точном воспроизведении музыкального произведения в том виде, в каком оно звучало или могло звучать в момент своего рождения. В век усовершенствования и широчайшего распространения звукозаписи интерпретации заменили публиковавшиеся ранее исполнительские редакции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: