double arrow

Базовые концепции налогообложения


Достаточно полное изучение сложной системы, каковой и является система налогообложения, требует рассмотрения её базовых (фундаментальных) основ и положений. Концептуальные основы имеют теоретический характер и определяют логику организации управления налогами и использования прикладных приёмов и способов на практике. По существу, базовые концепции являются ключевым звеном налогового менеджмента на всех уровнях государственного управления. Причём на государственном уровне в основе управления налогообложением лежат фундаментальные идеи и воззрения, наработанные предшественниками и проверенные на опыте многих стран. Эти базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере на уровне управления публичными финансами, называют принципами налогообложения.

Принципы налогообложения на макроуровне обычно разделяют на три группы: экономические, юридические и организационные. Сущность этих принципов может быть кратко охарактеризована следующим образом.

Экономические принципы сформулированы А. Смитом ещё в 1776 г. и присущи налогу как объективной экономической категории вне зависимости от конкретного государства и времени.

В настоящее время их названия претерпели некоторые изменения. Принцип справедливости (равенства налогообложения), т. е. каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В основу заложены две центральные идеи: во-первых, сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов налогоплательщика; и, во-вторых, кто получает больше от государства, тот должен больше платить в виде налогов.

Базовые концепции на микроуровне. Для создания и успешного функционирования системы налогового менеджмента на предприятиях и в организациях должны быть созданы определённые условия: наличие стратегии развития, бизнес-планов и бюджетов; готовность администрации осуществлять налоговое планирование на основе стратегических и тактических планов, а также чётко сформулированных принципов управления. Безусловно, в любой компании разработка документов стратегического планирования и на их основе принципов управления налогами невозможна без ясного понимания логики функционирования системы налогообложения на макроуровне, а также учёта тенденций её развития.

В области корпоративного управления налогами, как ни в какой другой, принятие соответствующего решения хозяйствующим субъектом почти всегда предполагает некий компромисс между понятным желанием максимально снизить налоговые платежи и возможностью понести штрафные санкции (убытки).

Если менеджер по финансам (налогам)отчётливо представляет систему санкционирования за нарушение налогового законодательства, он может обосновать необходимость подобного компромисса с помощью количественных оценок или не формализуемых критериев. Финансовый менеджер также должен ясно представлять логику закономерностей, условий и допущений, сопутствующих любой налоговой акции или операции. Базовые концепции как на макроуровне, так и на микроуровне в обязательном порядке, может быть и в неявной форме, всегда учитываются в процессе принятия решений налогового характера.

При этом налоговый менеджмент, являясь частью системы управления финансами, использует такие её учения, как: концепция денежного потока, т.е. чередующихся притоков и оттоков денежных средств; концепция временной ценности, основанная на понимании того факта, что стоимость денежной единицы изменяется во времени; концепция компромисса между риском и доходностью и др.

Вместе с тем необходимо учитывать и другую сторону налогового менеджмента – его практическую направленность.

С практической точки зрения налоговый менеджмент – это реализация методов и приёмов, применяемых в сфере налогообложения, а также способов и схем управления налогами с целью их законного снижения.


Сейчас читают про: