Сборка зубчатых передач

Зубчатые передачи входят в состав конструкций метало- и деревообрабатывающих станков, прессового оборудования, транспортных машин, энергоустановок, приборов и т.д.. Технология сборки зубчатых передач предусматривает в общем случае следующие основные переходы и операции: сборка зубчатых колёс, установка и закрепление зубчатых колёс на валах – сборка валов, установка собранных валов с зубчатыми колёсами и подшипниками в корпус, регулирование зацепления зубчатых передач.

Сборку составных зубчатых колёс начинают с напрессовки венца на ступицу. Для облегчения сборки и исключения перекосов зубчатые венцы нагревают в масляных ваннах или токами высокой частоты до Т=120…150˚С. После напрессовки в месте соединения венца со ступице сверлят отверстия, нарезают в них резьбу или развёртывают и устанавливают стопоры – винты или штифты. Венцы также можно крепить болтами, клёпками или клеем к фланцам валов. Иногда на ступицу устанавливают необработанный венец и уже в сборе нарезают зубья. К этим же работам относят запрессовку втулок в отверстие ступицы и постановку шпонок в ступицу в случае ходового подвижного соединения.

Устанавливают зубчатые колёса на вал следующими способами: на шпонку, на шлицы, напрессовкой. При установке на шпонку сначала вал устанавливают в приспособление, затем устанавливают и запрессовывают шпонку в шпоночный паз вала, затем переустанавливают вал в приспособлении и устанавливают и напрессовывают зубчатое колесо на вал до упора в бурт или ступень. Фиксируют вал в осевом направлении от смещения распорными втулками. После этого устанавливают подшипники и все необходимые элементы.

Если длина вала достаточно большая и размер и масса колеса велики, то после установки шпонки вал устанавливают в приспособление горизонтального пресса, устанавливают колесо на траверсу пресса и запрессовывают вал в зубчатое колесо.

Быстроходные передачи с зубчатыми колёсами диаметром более 500 мм статически балансируют, также балансируют все зубчатые колёса, работающие с частотой вращения более 500 об/мин.

Установку валов с зубчатыми колёсами производят в определенном порядке, зависящем от конструкции и назначения изделия. Так, при сборке цилиндрических редукторов с горизонтальным расположением валов сначала устанавливают промежуточный вал (валы), затем выходной вал, а затем входной. При сборке коническо-циллиндрических редукторов сначала устанавливают входной конический вал, затем промежуточные валы и в конце – выходной вал. При сборке червячных редукторов с нижним расположением червяка сначала устанавливают червяк, а затем вал червячного колеса. При сборке червячных редукторов с верхним расположением червяка сначала устанавливают вал червячного колеса, а затем червяк… После сборки редукторов перед обкаткой производят заливку необходимого количества масла.

При контрольных операциях в ходе сборки зубчатых передач определяют следующие параметры:

- боковой зазор в зубчатом зацеплении с помощью щупов, свинцовых оттисков, индикаторных и электроконтактных устройств;

- суммарное пятно контакта – по краске;

- межосевое расстояние, перекос и отклонение от параллельности – с помощью калиброванных скалок, микрометрических приборов и специальных калибров.

В собранных редукторах валы должны проворачиваться легко, плавно, без заеданий. После сборки зубчатые передачи обкатывают для приработки пар трения, выявления и устранения дефектов, обеспечения технических требований к сборке, повышения КПД и надёжности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: