Тема 13. Основы государственной службы

13.1. Понятие и принципы государственной службы

Государственная служба представляет собой вид трудо­вой деятельности, осуществляемой на профессиональной основе работниками государственных органов в целях вы­полнения задач и функций государства.

Для осуществления своих функций государство создает государственный аппарат: органы законодательной власти, органы исполнительной власти, органы судебной власти, органы контроля и надзора. Внутри каждого из этих орга­нов создается своя система. Каждый орган в системе имеет свою структуру. В каждой структуре определяются долж­ности, составляющие штатное расписание.

Государственной службой завершается создание аппа­рата государства и начинается его функционирование. Со­держанием этой деятельности является реализация задач и функций государства.

Государственная служба - одна из сторон деятельности государства по организации и правовому регулированию личного состава государственных органов и сама деятель­ность этого личного состава (государственных служащих) по практическому и непосредственному осуществлению за­дач и функций государства.

Совокупность правовых норм, регулирующих государс­твенную службу, включает в себя нормы административно­го, трудового, финансового, гражданского и других отрас­лей права, которыми регулируются весьма своеобразные по своему содержанию государственно-служебные отношения. Наибольший удельный вес в этом правовом институте при­надлежит нормам административного права, которые имеют организационный характер. Ими устанавливаются: порядок поступления на службу, увольнения со службы, должнос­тные обязанности и права, поощрения и ответственность государственных служащих. К трудовому праву относятся, например, нормы о продолжительности рабочего дня, об от­пусках, о социальном обеспечении; нормами финансового права регулируются должностные оклады государственных служащих, порядок начисления и взимания налогов.

Государственной службе присущи некоторые специаль­ные принципы, которые представляют собой отправные на­чала и основы правовых норм по кадровым вопросам:

- верховенства Конституции Республики Беларусь;

- служения народу Республики Беларусь;

- законности;

- приоритета прав и свобод человека и гражданина, га­рантий их реализации;

- гуманизма и социальной справедливости;

- единства системы государственной службы и ее диф­ференциации исходя из концепции разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную;

- гласности;

- профессионализма и компетентности государственных служащих;

- подконтрольности и подотчетности государственных служащих, персональной ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение ими своих служебных обя­занностей;

- добровольности поступления граждан на государствен­ную службу;

- равного доступа граждан к любым должностям в го­сударственной службе и продвижения по государственной службе в соответствии с их способностями и профессио­нальной подготовкой;

- стабильности государственной службы в целях обеспе­чения преемственности власти;

- экономической, социальной и правовой защищенности государственных служащих.

13.2. Понятие государственного служащего и основы его правового положения

Под государственным служащим понимается гражда­нин Республики Беларусь, занимающий в установленном законодательством порядке государственную должность, наделенный соответствующими полномочиями и выполня­ющий служебные обязанности за денежное вознаграждение из средств республиканского или местных бюджетов либо других предусмотренных законодательством источников финансирования.

Должность - штатная единица государственной органи­зации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Должность определяет круг служебных обязанностей, прав и пределы ответственности государс­твенного служащего, требования к его профессионально- квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

К служащим государственного аппарата относятся лица, которые в установленном законодательством порядке зани­мают государственные должности в Палате представителей и Совете Республики Национального собрания Республики Беларусь и их секретариатах; Правительстве и его аппара­те; Конституционном Суде и его секретариате, Верховном Суде, Высшем Хозяйственном Суде, иных общих и хозяйс­твенных судах и их аппаратах; Администрации Президента Республики Беларусь, Государственном секретариате Сове­та Безопасности Республики Беларусь, Управлении делами Президента Республики Беларусь, Службе безопасности Президента Республики Беларусь, иных государственных органах, непосредственно обеспечивающих деятельность Президента Республики Беларусь; органах Комитета го­сударственного контроля Республики Беларусь, органах прокуратуры Республики Беларусь, Национальном банке Республики Беларусь, Центральной комиссии Республи­ки Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов и ее аппарате; министерствах, иных респуб­ликанских органах государственного управления, их тер­риториальных подразделениях; дипломатических предста­вительствах, консульских учреждениях и миссиях Респуб­лики Беларусь; местных Советах депутатов и их аппаратах, исполнительных и распорядительных органах и их аппара­тах; государственных нотариальных конторах; таможенных органах; иных государственных органах.

К служащим государственного аппарата не относятся лица, осуществляющие техническое обслуживание и обес­печивающие функционирование государственного аппара­та. Это, например, работники общего отдела, хозяйственной части, архива, канцелярии, машинописного бюро, библиоте­ки, автохозяйства, обслуживающего государственный орган и т. д.

Для определенной части служащих установлены чины, звания, ранги и соответствующие знаки различия. Их зна­чение заключается в том, что они указывают на занимаемую должность, степень квалификации, принадлежность к опре­деленной группе государственных служащих и т. д.

Административно-правовой статус государственных слу­жащих характеризуется тем, что они имеют право на:

- письменное закрепление своих служебных обязаннос­тей и создание надлежащих условий для их исполнения;

- принятие решений или участие в их подготовке в соот­ветствии со служебными обязанностями;

- посещение в установленном порядке для исполнения служебных обязанностей государственных органов, иных организаций;

- получение в установленном порядке от граждан, го­сударственных органов, иных организаций информации и других материалов, необходимых для исполнения служеб­ных обязанностей;

- повышение квалификации и переподготовку за счет средств соответствующего бюджета или иных предусмот­ренных законодательством источников финансирования;

- повышение в должности, классе государственного слу­жащего;

- заработную плату и дополнительное стимулирование труда в порядке, определяемом законодательными актами;

- участие в конкурсе на занятие вакантной государствен­ной должности;

- получение вознаграждений за публикации и выступле­ния, связанные с исполнением служебных обязанностей, в порядке и на условиях, определяемых Правительством по согласованию с Президентом;

- ознакомление с материалами своего личного дела и другими документами перед внесением их в личное дело, приобщение к делу своих письменных объяснений;

- проведение по его требованию служебного расследо­вания для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;

- уважение личного достоинства, справедливое и уважи­тельное отношение к себе со стороны руководителей, иных должностных лиц и граждан;

- отказ от выполнения поручения, если оно противоре­чит законодательству;

- свободу объединений, за исключением случаев, пре­дусмотренных Конституцией;

- здоровые и безопасные условия труда;

- отставку по основаниям, предусмотренным законода­тельством;

- государственное социальное страхование, пенсионное обеспечение.

Государственный служащий вправе обратиться в вышес­тоящие государственные органы и (или) суд для разреше­ния споров, связанных с государственной службой, в том числе по вопросам поступления на государственную служ­бу, ее прохождения, реализации прав государственного слу­жащего, перевода на другую государственную должность, дисциплинарной или материальной ответственности, не­соблюдения гарантий правовой и социальной защиты, осво­бождения от занимаемой должности (увольнения), в иных случаях, предусмотренных законодательством.

Государственный служащий обязан:

- поддерживать конституционный строй Республики Беларусь, обеспечивать неукоснительное соблюдение норм Конституции и иных актов законодательства;

- исполнять служебные обязанности в пределах полно­мочий, предоставленных ему законодательством;

- соблюдать ограничения, связанные с государственной службой, установленные Конституцией и законодательны­ми актами;

- обеспечивать соблюдение и защиту прав и законных интересов физических и юридических лиц;

- исполнять в установленном законодательством поряд­ке приказы, распоряжения руководителей, изданные в пре­делах их компетенции;

- соблюдать культуру общения, другие нормы служеб­ной этики;

- не допускать действий и поступков, порочащих госу­дарственную службу и несовместимых с занятием государс­твенной должности;

- соблюдать установленные в государственном орга­не регламент, правила внутреннего трудового распорядка, должностные положения и инструкции, порядок работы со служебной информацией;

- в пределах своих должностных полномочий своевре­менно и объективно рассматривать обращения граждан и юридических лиц и разрешать их в порядке, установленном законодательством;

- сохранять, не распространять доверенные ему госу­дарственные секреты, в том числе после прекращения госу­дарственной службы в течение срока, установленного зако­нодательством;

- не разглашать полученные при исполнении служеб­ных обязанностей сведения, затрагивающие личную жизнь, честь и достоинство граждан, и не требовать от них пред­ставления таких сведений, за исключением случаев, предус­мотренных законодательными актами;

- поддерживать необходимый уровень квалификации для эффективного исполнения своих служебных обязанностей.

Конкретные обязанности государственных служащих определяются на основе соответствующих квалификацион­ных характеристик и закрепляются в должностных положе­ниях и инструкциях, утверждаемых руководителями госу­дарственных органов в пределах их компетенции, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Государство должно обеспечивать нормальные усло­вия для осуществления государственными служащими их служебных обязанностей и прав. Установлена уголовная ответственность за сопротивление представителю власти; за оскорбление представителя власти, за некоторые другие противоправные действия, препятствующие выполнению государственными служащими их служебных обязанностей либо унижающие их честь и достоинство.

13.3. Классификация государственных служащих

Государственные служащие в зависимости от характера полномочий делятся на: должностных лиц и оперативный состав.

Должностными лицами называются государственные служащие, имеющие право совершать в пределах своей компетенции властные действия, влекущие юридические последствия (издавать правовые акты управления, подпи­сывать денежные документы, совершать регистрационные действия и т. д.). К ним относятся также служащие, которые не совершают таких действий, но руководят деятельностью подчиненных им работников и вправе предъявлять к ним обязательные для исполнения требования.

Среди должностных лиц особый статус занимают пред­ставители административной власти. Это должностные лица, имеющие право предъявлять юридически властные требования (давать предписания, указания) и применять меры административного воздействия к органам и лицам, не находящимся в их подчинении (например, работники милиции). Законодательством установлена специальная ответственность представителей власти за правонаруше­ния, равно как и ответственность лиц, покушающихся на их деятельность.

Оперативный состав (функциональные работники) - государственные служащие, выполняющие работу, непос­редственно определяемую задачами данного органа, в ка­честве специалистов (экономисты, юристы и т. п.).

Среди работников государственного аппарата выделя­ют еще вспомогательный состав. Это лица, служебная деятельность которых не предполагает совершение дейс­твий, влекущих юридические последствия, влияющих на содержание решений данного органа. Они создают условия для выполнения должностными лицами и оперативным со­ставом своих служебных функций (например, технические секретари, лаборанты, делопроизводители). На них Закон «О государственной службе в Республике Беларусь» не рас­пространяется.

13.4. Комплектование должностей государственных служащих

Право на поступление на государственную службу име­ют граждане Республики Беларусь, достигшие восемнадца­тилетнего возраста, владеющие государственными языками Республики Беларусь и отвечающие иным требованиям, ус­тановленным законодательными актами о государственной службе.

При поступлении на государственную службу, а также при ее прохождении не допускаются какие-либо ограниче­ния и (или) преимущества в зависимости от пола, расы, на­циональности, социального происхождения, имуществен­ного положения, отношения к религии, убеждений, а также принадлежности к политическим партиям и иным обще­ственным объединениям, за исключением случаев, предус­мотренных Конституцией.

Квалификационными требованиями, предъявляемыми при поступлении на государственную службу, являются:

- соответствующее образование, за исключением случа­ев, когда для занятия государственной должности наличие определенного образования не требуется;

- необходимый стаж и опыт работы по специальности, за исключением случаев, когда для занятия государственной должности они не установлены;

- владение государственными языками Республики Бе­ларусь;

- знание Конституции Республики Беларусь, законов применительно к исполнению соответствующих должност­ных обязанностей.

Поступление на государственную службу осуществляет­ся путем назначения, утверждения либо избрания.

Назначение, утверждение либо избрание на государс­твенную должность оформляются решением, приказом, распоряжением, иным актом соответствующего государс­твенного органа, должностного лица с внесением в уста­новленном порядке соответствующих записей в трудовую книжку.

Поступлению на государственную службу может пред­шествовать проведение конкурса на занятие государствен­ной должности, а также устанавливаться предварительное испытание.

Гражданин не может быть принят на государственную службу в случаях:

- признания его в установленном законом порядке не­дееспособным или ограниченно дееспособным;

- лишения его судом права занимать государственную должность в течение определенного времени;

- наличия подтвержденного медицинским заключени­ем заболевания, препятствующего исполнению служебных обязанностей;

- отказа от прохождения процедуры оформления допус­ка к сведениям, составляющим государственные секреты, если исполнение служебных обязанностей по государствен­ной должности, на занятие которой претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;

- несоответствия квалификационным требованиям, предъ­являемым к гражданам для занятия соответствующих госу­дарственных должностей;

- близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, родные братья, сестры, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с государственным служащим, если их служебная деятельность будет связана с непосредс­твенной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

- отсутствия гражданства Республики Беларусь;

- представления заведомо недостоверных сведений, не­обходимых для занятия государственной должности;

- непредставления декларации о доходах и имуществе или умышленного внесения в нее неполных либо недосто­верных сведений;

- наличия судимости;

- увольнения государственного служащего за система­тическое неисполнение служебных обязанностей без ува­жительных причин, появление на работе в состоянии ал­когольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков, употребление нар­котических или токсических средств на рабочем месте и в рабочее время до истечения двух лет со дня увольнения за такие действия.

13.5. Прохождение службы государственными служащими

Лицо, принятое на государственную службу, приобрета­ет особый правовой статус. В частности, государственный служащий не имеет права:

- заниматься предпринимательской деятельностью лич­но или через доверенных лиц, оказывать содействие близким родственникам в осуществлении предпринимательской де­ятельности, используя служебное положение, а также быть представителем третьих лиц по вопросам, связанным с де­ятельностью государственного органа, служащим которого он является либо подчиненного и (или) подконтрольного ему;

- принимать участие лично или через доверенных лиц в управлении коммерческой организацией, за исключением случаев, предусмотренных законодательством;

- занимать другие государственные должности, за ис­ключением случаев, предусмотренных Конституцией, ины­ми законодательными актами;

- принимать участие в забастовках;

- заниматься в рабочее время другой оплачиваемой ра­ботой (деятельностью), кроме преподавательской, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской прак­тики, осуществляемой в порядке и на условиях, установлен­ных законодательством;

- выполнять работу на условиях совместительства, кро­ме работы в государственных организациях, в порядке и на условиях, установленных законодательством о труде;

- использовать служебное положение в интересах поли­тических партий, религиозных организаций, иных юриди­ческих лиц, а также граждан, если это расходится с интере­сами государственной службы;

- принимать от физических и юридических лиц любые не предусмотренные законодательством вознаграждения, включая подарки, в связи с исполнением служебных обя­занностей, за исключением сувениров. Полученные в связи с исполнением служебных обязанностей сувениры, стои­мость которых превышает установленный Правительством размер, передаются в доход государства или используются в установленном законодательством порядке;

- пользоваться в личных целях бесплатными услугами физических и юридических лиц, оказанными ими в связи с исполнением государственным служащим своих служеб­ных обязанностей;

- использовать во внеслужебных целях средства мате­риально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество государственного органа и служебную тайну;

- иметь счета в иностранных банках, за исключением случаев выполнения государственных функций в других странах и иных предусмотренных законодательством слу­чаев;

- принимать без согласия Президента государственные награды иностранных государств.

Государственный служащий обязан передать в установ­ленном законодательством порядке в доверительное уп­равление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли участия (акции, права) в уставном фонде коммерчес­ких организаций, за исключением случаев, предусмотрен­ных законодательством.

Установленные ограничения не преследуют ущемления гражданских прав государственных служащих и направле­ны на обеспечение независимости их служебной деятель­ности, против коррупции, на создание нормальных условий для работы государственного аппарата.

Прохождение государственной службы отдельными ка­тегориями служащих связано с их периодической аттеста­цией, повышением квалификации в специально созданных учебных заведениях, на курсах и т. д.

Аттестация проводится в отношении определенных кате­горий государственных служащих, замещающих должности по назначению, перед возобновлением контракта, а также в целях присвоения разряда для оплаты труда.

В ходе аттестации проверяются и оцениваются професси­ональные, деловые и личные качества государственного слу­жащего, определяется его соответствие требованиям зани­маемой должности. Рассматриваются вопросы возможного продвижения по службе, материального стимулирования.

Оценка деятельности государственного служащего и ре­комендации по результатам аттестации выносятся создавае­мыми аттестационными комиссиями. По результатам аттес­тации руководитель органа принимает решение, учитывая мнение аттестационной комиссии.

13.6. Прекращение государственной службы

Государственная служба прекращается в случаях:

- достижения государственным служащим предельного возраста, установленного для пребывания на государствен­ной службе;

- истечения срока, досрочного прекращения полномочий на государственной должности;

- несоблюдения ограничений, связанных с государствен­ной службой;

- разглашения сведений, составляющих государствен­ные секреты;

- отказа от принесения присяги;

- нарушения требований законодательства при приеме на государственную службу;

- отставки;

- грубого нарушения должностных обязанностей, совер­шения проступка, несовместимого с нахождением на госу­дарственной службе;

- прекращения гражданства Республики Беларусь вследс­твие выхода из гражданства или его утраты;

- неудовлетворительного результата предварительного испытания;

- вступления в законную силу обвинительного пригово­ра суда.

Государственная служба может быть прекращена и в иных случаях, предусмотренных законодательством о труде и иными законодательными актами.

Освобождение государственного служащего от занима­емой должности оформляется решением, приказом, распо­ряжением, иным актом руководителя соответствующего государственного органа, должностного лица с внесением в установленном порядке соответствующих записей в трудо­вую книжку.

Особенности прекращения государственной службы от­дельными государственными служащими могут устанавли­ваться другими законодательными актами.

Предельный возраст пребывания на государственной службе по общему правилу составляет шестьдесят пять лет. В случаях, предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, иными законодательными актами, для отдельных категорий государственных служащих не устанавливается или может быть установлен иной предельный возраст пре­бывания на государственной службе.

Государственный служащий, достигший предельного возраста пребывания на государственной службе, освобож­дается от занимаемой должности по истечении того месяца, в котором он достиг указанного возраста.

Основаниями для отставки государственного служащего являются:

- наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе стажа государс­твенной службы не менее 20 лет;

- состояние здоровья, препятствующее исполнению слу­жебных обязанностей (при наличии медицинского заклю­чения).

Государственные служащие, занимающие высшие го­сударственные должности, их заместители, члены Прави­тельства, председатели областных, Минского городского исполнительных комитетов и их заместители, председатели областных, Минского городского Советов депутатов име­ют право на отставку независимо от времени нахождения в должности.

Основанием для отставки судьи, прокурорского работни­ка являются наличие трудового стажа для мужчин не менее 30 лет, для женщин - не менее 25 лет, в том числе соответс­твенно стажа работы в должности судьи или прокурорского работника не менее 20 лет (судьи Конституционного Суда Республики Беларусь - не менее четырех лет).

Отставка принимается государственным органом или должностным лицом, назначившим государственного слу­жащего на эту должность. Решение о принятии отставки принимается в месячный срок со дня подачи письменного заявления.

Право на отставку может быть реализовано только один раз.

Считаются находящимися в отставке:

- государственные служащие в случае освобождения их от занимаемой должности в связи с достижением предель­ного возраста, установленного для пребывания на государс­твенной службе, признания их недееспособными в установ­ленном законом порядке;

- депутаты Палаты представителей, члены Совета Рес­публики Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов, осуществлявшие свои полно­мочия на профессиональной основе, в случае прекращения полномочий указанных органов.

13.7. Стимулы деятельности государственных служащих

Стимулы деятельности государственных служащих мож­но подразделить на 3 группы: а) льготы, б) меры поощрения, в) меры ответственности.

Льготы весьма различны и, как правило, устанавлива­ются применительно к тем или иным категориям государс­твенных служащих. Например, оплата стоимости проезда к месту отдыха и обратно, медицинское обслуживание, льго­ты по налогообложению, предоставление государственного служебного жилья и т. п. Предусмотрены надбавки к долж­ностным окладам за особые условия службы, выслугу лет, классный чин, а также денежные выплаты по итогам служ­бы за квартал, год и др.

Под поощрением понимается применение государствен­ными, общественными органами и должностными лицами специальных форм положительной оценки и одобрения до­стигнутых успехов в работе и поведении отдельных граждан и коллективов. Поощрения государственных служащих пред­назначены для стимулирования их служебной деятельности, укрепления порядка и государственной дисциплины.

Меры поощрения делятся на общие и специальные. Об­щие меры поощрения установлены законодательством о труде, специальные - правовыми актами, предусматрива­ющими особенности правового статуса конкретных катего­рий государственных служащих.

Общими мерами поощрения являются: денежная пре­мия, объявление благодарности, награждение ценным по­дарком и др.

К служащим могут быть применены также меры поощре­ния в виде награждения орденами и медалями, присвоения почетных званий, присуждения государственных премий.

Специальные меры поощрения также разнообразны: до­срочное присвоение специального звания, классного чина, повышение в классе и т. п.

Ответственность государственных служащих - приме­нение к ним государственными органами и должностными лицами установленных государством мер воздействия за плохую работу, нарушение государственной дисциплины и законности.

В зависимости от характера правонарушений, совершен­ных государственными служащими, они могут привлекать­ся к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности.

Дисциплинарная ответственность - применение мер дис­циплинарного или общественного воздействия к государс­твенным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения обязанностей службы, в частности тру­довой дисциплины, не преследуемые в уголовном порядке.

Отдельные категории государственных служащих подле­жат дисциплинарной ответственности и за проступки хотя и не являющиеся нарушениями обязанностей службы, но не совместимые с их должностью ввиду особого характера вы­полняемых обязанностей.

Установлены три вида дисциплинарной ответственности: 1) в порядке подчиненности; 2) в порядке, установленном уставами и положениями о дисциплине, действующими в ряде государственных органов и 3) в порядке, установлен­ном правилами внутреннего трудового распорядка. Виды дисциплинарной ответственности отличаются друг от друга кругом лиц, привлекаемых к ответственности, и лиц, наде­ленных дисциплинарной властью, а также перечнем взыска­ний, порядком их наложения и обжалования.

Дисциплинарную ответственность в порядке подчинен­ности несут лишь руководящие работники (лица, пользую­щиеся правом найма и увольнения, распорядители кредитов, ответственные работники иных категорий, а также служа­щие, занимающие выборные должности). Дисциплинарное взыскание в порядке подчиненности налагается лицом или органом, от которых, согласно существующим правилам, зависит назначение служащего на должность, либо лицами или органами, вышестоящими по линии подчиненности.

Могут быть наложены такие взыскания, как замечание, вы­говор, увольнение.

По уставам и положениям о дисциплине несут ответс­твенность военнослужащие, работники органов внутренних дел, госбезопасности, служащие на транспорте и связи. В ус­тавах о дисциплине предусмотрен круг лиц, на которых они распространяются. Это строго определенный, ограничен­ный круг работников. Определены должностные лица, при­меняющие дисциплинарные взыскания, и меры взысканий, которые имеют определенную специфику, обусловленную профессиональными особенностями труда этих служащих.

По Типовым правилам внутреннего трудового распо­рядка несут дисциплинарную ответственность все осталь­ные служащие, за исключением тех, кто отвечает в порядке подчиненности и по уставам и положениям о дисциплине. Дисциплинарные взыскания налагаются руководителем предприятия, учреждения, организации, а также другими должностными лицами, которым может быть предоставле­но это право. Типовыми правилами предусмотрены следу­ющие взыскания: замечание, выговор, увольнение.

Законодательством предусмотрен ряд гарантий закон­ности привлечения служащих к дисциплинарной ответс­твенности. При наложении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, об­стоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение служащего. До наложения взыскания администрация обязана затребовать от нарушителя объяс­нения в письменном виде. Взыскание налагается не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка и шести меся­цев со дня его совершения.

За каждое нарушение трудовой дисциплины может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание. Оно снимается автоматически, если в течение года со дня его применения служащий не будет подвергнут новому дисцип­линарному взысканию.

Административную ответственность государственные служащие несут за совершение административного право­нарушения (проступка) в общем порядке, как все граждане. Что касается должностных лиц, то они несут ее не только за нарушения общеобязательных правил своими собственны­ми действиями, но и за некоторые административные пра­вонарушения, которые считаются упущениями по службе. Сюда относятся административные проступки, связанные с несоблюдением установленных правил, обеспечение ко­торых входит в их служебные обязанности (например, пра­вил в сфере охраны порядка управления, государственного или общественного порядка, природы, здоровья населения и т. д.). При этом административное взыскание может нала­гаться независимо от дисциплинарного взыскания.

Материальная ответственность государственных служа­щих наступает за служебный проступок, в результате кото­рого причинен материальный ущерб предприятию, учрежде­нию, организации, гражданам. Ответственность выражается в возмещении служащим причиненного им имущественно­го ущерба. Возмещение этого ущерба не рассматривается в качестве дисциплинарного взыскания и может применяться наряду с ним. Этот вид юридической ответственности на­ступает либо по суду (на основе норм трудового и граждан­ского права), либо в административном порядке (например, отчисление из заработной платы служащего на основании решения администрации).

Уголовная ответственность государственных служащих наступает за совершение ими преступлений. Особо закон выделяет общие виды должностных преступлений: зло­употребление властью или служебным положением, пре­вышение власти или служебных полномочий, халатность, получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточ­ничестве, должностной подлог. Предусматривается также уголовная ответственность должностных лиц за преследо­вание граждан, выступающих с критикой. Все эти вопросы подробно изучаются в курсе уголовного права.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: