Правового положения носителей прав и обязанностей на участие в государственном управлении

Тема 12. Основы административно-

12.1. Административно-правовой статус граждан Республики Беларусь

Административно-правовой статус граждан Республи­ки Беларусь составляет важнейшую и органичную часть их общего правового статуса, установленного Конституцией Республики Беларусь, Законом от 1 августа 2002 г. (с изм. и дополн.) «О гражданстве Республики Беларусь», другими законодательными актами Республики Беларусь.

Права и обязанности граждан в сфере административ­ного права в основном производны от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса граж­дан составляет:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нор­мами административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, вклю­чая их охрану законом и механизм защиты органами госу­дарственной власти.

Однако не все права и обязанности человека и гражда­нина производны от его конституционного правового стату­са. Немало и таких, которые находятся за пределами такого статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами. Например, права и обязанности, связанные с управ­лением транспортными средствами, приобретением оружия и т. д.

В правовых актах не отождествляется правовой статус личности (человека) и гражданина Республики Беларусь. Гражданин обладает большим объемом прав и обязанностей, чем личность. Лица, не являющиеся гражданами Республи­ки Беларусь, не имеют некоторых прав и обязанностей, при­надлежащих ее гражданам. Например, доступ к государс­твенным должностям имеют только граждане Республики Беларусь.

Административно-правовой статус граждан Республи­ки Беларусь устанавливается, прежде всего, Конституцией Республики Беларусь и актами органов представительной власти. В формировании и, особенно, в реализации состав­ляющих данный статус прав и обязанностей значительна также роль органов исполнительной власти. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание стату­са граждан, влекущие приобретение ими прав и обязаннос­тей в той или иной сфере (напр., реализация права на обра­зование предполагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредс­твенное отношение к административно-правовому положе­нию граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их конкретных субъективных прав, например в вопросах соци­альной защиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан.

Органы исполнительной власти в пределах своей компе­тенции непосредственно, в качестве первичных, устанавли­вают права и обязанности граждан, в том числе админист­ративно-правового характера (напр., Правила организации (строительства), эксплуатации автомобильных стоянок и автомобильных парковок и пользования ими; Правила транспортно-экспедиционной деятельности и др.).

Административно-правовое положение граждан опреде­ляется, прежде всего, объемом и характером их администра­тивной правосубъектности, которую образуют администра­тивная правоспособность и дееспособность.

Под административной правоспособностью граждани­на понимается признаваемая за ним законом фактическая возможность быть субъектом административного права, иметь права и обязанности административно-правового ха­рактера. Она возникает с момента рождения гражданина и прекращается с его смертью.

Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособ­ность может быть временно ограничена в случаях и в поряд­ке, определяемых законодательством (например, в связи с совершением преступления или административного право­нарушения, за которые закон предусматривает санкции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и дру­гие правоограничения).

Конституцией Республики Беларусь обозначены виды прав и свобод, не подлежащих ограничению (право на жизнь, на неприкосновенность частной жизни, свобода со­вести и др.). Административная правоспособность граждан характеризуется неразрывной связью прав и обязанностей, выражающей сочетание интересов каждого гражданина с интересами других граждан, с их определенными обязан­ностями перед обществом в целом.

Административная правоспособность граждан служит основой их административной дееспособности, являющей­ся необходимым условием реализации этой правоспособ­ности, а также субъективных прав и обязанностей граждан в конкретных административных правоотношениях.

Административная дееспособность гражданина - при­знанная за ним способность своими личными действиями осуществлять, приобретать права и выполнять возложен­ные обязанности административно-правового характера. Момент возникновения административной дееспособнос­ти единообразно и четко не определен законодательством. В полном объеме она возникает, как правило, по достиже­нии гражданином 18-летнего возраста. Однако в различных сферах частичная дееспособность может возникать ранее. Так, субъектами административных правонарушений при­знаются лица, достигшие 16 (в некоторых случаях - 14) лет; определенные меры дисциплинарного воздействия, вплоть до исключения из школы, могут применяться к учащим­ся общеобразовательных учреждений, возраст которых не уточняется и не ограничивается.

По общему правилу все граждане Республики Беларусь обладают равной административной дееспособностью. Од­нако некоторые из них по состоянию здоровья могут быть признаны частично или полностью недееспособными (ду­шевная болезнь, слабоумие). Так, согласно Кодексу Респуб­лики Беларусь об административных правонарушениях, не являются субъектами административных проступков лица, совершившие их в состоянии невменяемости.

На основе административной правоспособности дее­способные граждане осуществляют субъективные права и обязанности, вступая в конкретные административно-пра­вовые отношения.

Различаются административные правоотношения, скла­дывающиеся в связи с:

а) реализацией гражданами принадлежащих им по зако­ну прав (право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на жилище и др.);

б) выполнением возложенных на граждан обязанностей (сохранять природу, защищать Отечество и др.);

в) нарушением органами исполнительной власти и их должностными лицами прав и законных интересов граждан (например, отношение по жалобе);

г) нарушением гражданами их административно-право­вых обязанностей (в частности, ответственность за адми­нистративные правонарушения).

Административно-правовые отношения возникают в процессе реализации гражданами своих субъективных прав и юридических обязанностей как по собственной инициати­ве, так и в порядке одностороннего волеизъявления органа исполнительной власти или его должностного лица. При этом инициатива в осуществлении субъективных прав при­надлежит преимущественно гражданам.

В случаях, установленных законодательством, субъек­тивные права и обязанности могут приобретаться гражда­нами через своих законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей и т. д.) Но имеются также права и обязанности, которые могут приобретаться и реализовываться только лично гражданами (право на учас­тие в государственном управлении, воинская обязанность и др.), то есть без участия третьих лиц.

12.2. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Республики Беларусь

Власть Республики Беларусь распространяется на всех лиц, находящихся на ее территории. Правовое положение иностранцев и лиц без гражданства на территории респуб­лики определяется Законом Республики Беларусь от 4 ян­варя 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», а также международными договорами.

Иностранные граждане, независимо от того, проживают ли они в Республике Беларусь постоянно или временно, обязаны подчиняться ее законам. Изъятия из этого правила устанавливаются законодательством Республики Беларусь и заключаемыми международными договорами.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь при­знаются лица, не являющиеся гражданами Республики Бе­ларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь призна­ются лица, не являющиеся гражданами Республики Бела­русь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Рес­публике Беларусь пользуются теми же правами и свобо­дами и выполняют те же обязанности, что и граждане Рес­публики Беларусь, если иное не следует из законодательс­тва республики.

Ограничения прав и свобод иностранных граждан и лиц без гражданства могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государствен­ной безопасности, охраны общественного порядка и здоро­вья населения.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Респуб­лике Беларусь равны перед законом независимо от проис­хождения, социального и имущественного положения, ра­совой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств.

Осуществление иностранными гражданами и лицами без гражданства в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Бела­русь и других лиц.

Законодательство различает иностранных граждан, пос­тоянно проживающих в Республике Беларусь, и временно пребывающих на ее территории, связывая с этим опреде­ленные правовые последствия.

Иностранные граждане и лица без гражданства считают­ся постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находя­щиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, счи­таются временно проживающими в Республике Беларусь. Они должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоян­но или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по ее территории и выбирать место жительства в соответствии с Правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республи­ке Беларусь. Ограничения в перемещении и выборе места жительства допускаются только в установленном законода­тельством порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоян­но проживающие в Республике Беларусь, имеют право:

• заниматься трудовой или хозяйственной деятельнос­тью, если это совместимо с целями их пребывания;

• на получение образования в Республике Беларусь;

• вступать на общих основаниях с гражданами Респуб­лики Беларусь в профессиональные союзы и другие обще­ственные объединения;

• заключать или расторгать брак с гражданами Республи­ки Беларусь и иными лицами.

Иностранные граждане и лица без гражданства не могут:

• избирать и быть избранными в выборные государствен­ные органы Республики Беларусь, а также принимать учас­тие в референдумах;

• занимать должности, назначение на которые в соот­ветствии с законодательством связано с принадлежностью к гражданству Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находя­щиеся в Республике Беларусь, не исполняют всеобщей во­инской обязанности.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находя­щиеся на территории Республики Беларусь, обязаны соблю­дать законы, уважать Конституцию Республики Беларусь, традиции и обычаи белорусского народа.

За нарушение правил пребывания в Республике Бела­русь и правил транзитного проезда через республику инос­транные граждане привлекаются к установленной законом ответственности.

Правовое положение иностранных граждан, пользую­щихся привилегиями и дипломатическим иммунитетом, определяется специальным законодательством и междуна­родными договорами. В частности, они пользуются имму­нитетом от административной юрисдикции нашей страны.

Из общего законодательства, определяющего статус иностранных граждан, имеются изъятия относительно граждан государств, входящих в СНГ. Эти изъятия уста­навливаются соглашениями между государствами-участ­никами СНГ.

12.3. Административно-правовой статус общественных объединений

Право граждан на объединение предусмотрено ст. 36 Конституции Республики Беларусь. Содержание этого пра­ва, основные его государственные гарантии, статус обще­ственных объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации регулируются Законом от 4 октября 1994 г. (в ред. от 4 января 2010 г.) «Об обществен­ных объединениях», Гражданским кодексом Республики Беларусь, специальными законами об отдельных видах об­щественных объединений - политических партиях, профес­сиональных союзах и др.

Под общественным объединением понимается добро­вольное объединение граждан, в установленном законода­тельством порядке объединившихся на основе общности интересов для совместной реализации гражданских, соци­альных, культурных и иных прав.

Добровольность формирования - важнейший признак общественного объединения. При этом граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объеди­нения без предварительного разрешения государственных органов, а также право вступать в такие объединения на ус­ловиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приоб­ретать права юридического лица.

Общественные объединения имеют фиксированное член­ство.

Членами общественных объединений могут быть граж­дане, достигшие шестнадцатилетнего возраста. В случаях, предусмотренных уставом общественного объединения, его членами могут быть граждане, не достигшие шестнадцати­летнего возраста, при наличии соответствующего письмен­ного согласия своих законных представителей.

Юридические лица не могут быть членами обществен­ных объединений.

Общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются не на конкретных лиц, а в целом на объединение. Поэтому изме­нения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовое положение.

Основными видами общественных объединений явля­ются: политические партии; массовые движения; професси­ональные союзы; женские, молодежные, ветеранские орга­низации; организации инвалидов; научные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы; землячес­тва; ассоциации. К ним отнесены различные по целям, при­нципам организации, сферам функционирования и составу участников общественные формирования.

В упомянутом Законе «Об общественных объединени­ях» названы многие виды общественных объединений, на которые не распространяется его действие. Их правовой статус регулируется иными законодательными актами. Од­нако основные параметры правового статуса общественных объединений установлены данным законом.

Исходным в определении статуса общественных объеди­нений является запрет на создание объединений, преследу­ющих незаконные цели, и осуществление деятельности, по­сягающей на здоровье и нравственность населения, права и охраняемые законом интересы граждан.

Государство не регулирует деятельность общественных объединений и, как правило, внутриорганизационные отно­шения в соответствии с их уставами. Исключения здесь ред­ки и связаны с необходимостью обеспечения общественной безопасности, охраны здоровья и жизни граждан (например, при использовании источников повышенной опасности).

Государство проникает во внутреннюю жизнь обществен­ных объединений в той мере, в какой определяет требования к содержанию устава, то есть к тому, что в нем должно быть отражено; кто может быть их членами-участниками; режим доходов от производственной и хозяйственной деятельности; взаимоотношения с бюджетом, источники их средств и т. п.

Внешние и внутриорганизационные отношения обще­ственных объединений связаны с реализацией ими устав­ных целей и задач, поэтому они не регулируются правом. Но и в тех немногих случаях, когда отношения между обще­ственными объединениями и государством регулируются правом, они не носят характера подчинения или суборди­нации. Форма взаимодействия между ними - согласование либо участие в обсуждении решений вопросов.

Закон закрепляет право общественных объединений участвовать в формировании органов государственной власти, в выработке их решений, представлять и защищать законные интересы своих членов (участников) в государс­твенных и общественных органах.

Устав общественного объединения подлежит государс­твенной регистрации. По своему существу регистрация ус­тава является юридически значимым действием разреши­тельного характера.

За деятельностью общественных объединений осущест­вляется государственный контроль: финансовые органы контролируют источники доходов этих объединений, раз­меры получаемых ими средств, уплату налогов; орган, заре­гистрировавший устав, - соблюдение устава относительно целей деятельности общественного объединения. Он может вынести ему предупреждение за совершение действий, вы­ходящих за пределы целей и задач устава или нарушающих закон. Органы прокуратуры осуществляют надзор за испол­нением законов общественными объединениями. Надзор и контроль за выполнением общественными объединениями существующих норм и стандартов могут осуществлять эко­логические, пожарные, эпидемиологические и иные органы государственного надзора и контроля.

Общественные объединения и граждане, чьи права ока­зались нарушенными, могут обратиться с исковыми заяв­лениями в судебные органы и с заявлениями и жалобами в административные.

Ликвидация общественного объединения осуществля­ется либо по решению съезда (конференции) или общего собрания, либо в судебном порядке. Ликвидация обще­ственного объединения по решению суда означает запрет на его деятельность независимо от факта его государственной регистрации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: