Республики Беларусь в области государственного управления

14.1. Административно-правовой статус Президента Республики Беларусь

Президент Республики Беларусь осуществляет государс­твенную власть в качестве главы государства, возвышаясь над законодательной, исполнительной и судебной ветвями власти. Его правовой статус закреплен в Конституции Рес­публики Беларусь и Законе Республики Беларусь «О Пре­зиденте Республики Беларусь».

Президент является высшим должностным лицом Рес­публики Беларусь, олицетворяет единство народа, гаран­тирует реализацию основных направлений внутренней и внешней политики, представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президент принимает меры по охране су­веренитета Республики Беларусь, ее национальной безопас­ности и территориальной целостности, обеспечивает поли­тическую и экономическую стабильность, преемственность и взаимодействие органов государственной власти, осу­ществляет посредничество между органами государствен­ной власти, однако организационно не входит в систему ка­кой-либо ветви государственной власти.

Президент Республики Беларусь обладает обширными полномочиями по отношению к исполнительной власти. Данные полномочия относятся как к формированию ее ор­ганизационной системы, так и к направлениям ее функцио­нирования.

К исключительной компетенции Президента в сфере ис­полнительной власти относится:

1) назначение республиканских референдумов;

2) образование, упразднение и реорганизация Админис­трации Президента Республики Беларусь, других органов государственного управления;

3) с согласия Палаты представителей назначение на долж­ность Премьер-министра Республики Беларусь;

4) определение структуры Правительства Республи­ки Беларусь, назначение на должность и освобождение от должности заместителей Премьер-министра, министров и других членов Правительства, принятие решения об отстав­ке Правительства или его членов;

5) назначение на должность и освобождение от должнос­ти Председателя Комитета государственного контроля Рес­публики Беларусь;

6) право председательствовать на заседаниях Правитель­ства Республики Беларусь;

7) назначение руководителей республиканских органов государственного управления и определение их статуса; присвоение классных чинов и званий;

8) решение вопросов, связанных с приемом в гражданс­тво Республики Беларусь, его прекращением и предостав­лением убежища;

9) в установленных законом случаях введение на терри­тории Республики Беларусь или в отдельных ее местностях чрезвычайного положения с внесением в трехдневный срок принятого решения на утверждение Совета Республики;

10) право отменять акты Правительства Республики Бе­ларусь;

11) непосредственное или через создаваемые им органы осуществление контроля за соблюдением законодательства местными органами управления и самоуправления;

12) право отменять решения местных исполнительных и распорядительных органов в случае несоответствия их за­конодательству;

13) формирование Совета Безопасности Республики Бе­ларусь;

14) назначение на должности и освобождение от долж­ностей высшего командования Вооруженных Сил Респуб­лики Беларусь и др.

Глава государства на основе и в соответствии с Конститу­цией Республики Беларусь издает декреты, указы и распо­ряжения, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь.

14.2. Правовой статус Администрации Президента

Для непосредственного обеспечения деятельности Пре­зидента, реализации его полномочий создана Администра­ция Президента Республики Беларусь.

Администрация Президента Республики Беларусь:

- является республиканским органом государственного управления;

- обеспечивает проведение государственной кадровой политики и идеологии;

- координирует деятельность подотчетных президенту государственных органов;

- обеспечивает взаимодействие Президента с органами законодательной, исполнительной и судебной властей;

- осуществляет организационное, информационно-ана­литическое и правовое обеспечение деятельности Прези­дента Республики Беларусь.

В структуру Администрации Президента Республики Беларусь, положение о которой утверждено Указом Прези­дента № 97 от 23 января 1997 г. (с изм. и дополн.), входят: Глава Администрации Президента Республики Беларусь; Первый заместитель Главы Администрации; три заместите­ля Главы Администрации; помощники Президента; Главное управление кадровой политики; Главное идеологическое управление; Главное государственно-правовое управление; Главное организационное управление; Главное управление по взаимоотношениям с органами законодательной и су­дебной власти; Главное экономическое управление; Главное управление по работе с обращениями граждан и юридичес­ких лиц; Управление внешней политики; Управление регио­нальной политики; Канцелярия Президента; Пресс-служба Президента; Приемная Президента; Секретариат Главы Ад­министрации; Отдел по работе с общественными объедине­ниями; Отдел подготовки выступлений; Отдел по вопросам гражданства и помилования; Сектор стратегии развития сельского хозяйства.

14.3. Правовой статус Управления делами Президента

Управление делами Президента Республики Беларусь является республиканским органом государственного уп­равления, подчиненным непосредственно Президенту Рес­публики Беларусь.

Задачами Управления делами Президента Республики Беларусь являются:

- финансовое, материально-техническое, социально-бы­товое, медицинское обеспечение деятельности государс­твенных органов, непосредственно подчиненных Президен­ту, и иных государственных органов и организаций, опреде­ленных Главой государства;

- организационное обеспечение мероприятий, проводи­мых с участием Президента;

- создание условий для отдыха и оздоровления работни­ков государственных органов;

- формирование в установленном порядке жилищного фонда, обеспечение по решению Президента жилыми поме­щениями работников государственных органов;

- создание надлежащих условий пребывания иностран­ных дипломатических представительств и консульских уч­реждений, аккредитованных в Республике Беларусь;

- автотранспортное обеспечение государственных органов;

- обеспечение сохранности особо ценных природных комплексов (заповедников, национальных парков и дру­гих), имеющих национальное и международное значение;

- организация учета, хранения, оценки и реализации имущества (за исключением денежных средств, ценных бу­маг, а также имущественных прав, долей в уставных фондах юридических лиц), изъятого, арестованного, а также кон­фискованного или обращенного в доход государства иным способом;

- обеспечение проведения государственной политики в сфере гуманитарной деятельности;

- координация и проведение государственной полити­ки в сфере: импорта и реализации рыбы и морепродуктов, продуктов их переработки; переработки, консервирования рыбы и морепродуктов.

Руководителем Управления делами Президента Респуб­лики Беларусь является Управляющий делами Президента Республики Беларусь, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом.

Управляющий делами Президента Республики Беларусь имеет заместителей, в том числе одного первого. Замести­тели Управляющего делами Президента, директор Депар­тамента по гуманитарной деятельности Управления делами Президента назначаются на должность и освобождаются от должности Управляющим делами Президента по согласова­нию с Президентом.

Иные работники Управления делами Президента назна­чаются на должности и освобождаются от должностей Уп­равляющим делами Президента по представлениям замес­тителей Управляющего делами Президента.

Работники Управления делами Президента Республики Беларусь, кроме лиц, осуществляющих техническое обслу­живание, являются государственными служащими.

14.4. Правовой статус Комитета государственного контроля

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О Ко­митете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах» от 1 июля 2010 г., Комитет государственного контроля (КГК) является государствен­ным органом, осуществляющим государственный контроль за исполнением республиканского бюджета, использова­нием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государс­твенных органов, регулирующих отношения государствен­ной собственности, хозяйственные, финансовые и налого­вые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь.

Систему органов Комитета государственного контроля образуют Комитет государственного контроля (централь­ный аппарат), его территориальные органы, территориаль­ные органы финансовых расследований КГК.

В структуру Комитета государственного контроля вхо­дят Департамент финансовых расследований, Департамент финансового мониторинга с правами юридических лиц и иные структурные подразделения.

Основными задачами КГК являются:

- защита интересов государства от противоправных по­сягательств в экономической сфере, обеспечение экономи­ческой безопасности Республики Беларусь;

- проверка выполнения поручений Президента Респуб­лики Беларусь, контроль за выполнением которых в соот­ветствии с законами и решениями Президента Республики Беларусь возложен на КГК;

- осуществление государственного контроля за эффек­тивным и рациональным использованием организациями и индивидуальными предпринимателями бюджетных средств и государственной собственности;

- осуществление государственного контроля за исполне­нием актов Президента, Парламента, Правительства и дру­гих государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансо­вые и налоговые отношения, а также по иным вопросам в соответствии с законами и решениями Президента Респуб­лики Беларусь;

- проведение комплексных мероприятий по выявлению системных нарушений законодательства и отрицательных тенденций в экономике и социальной сфере;

- выявление неиспользуемых резервов повышения эф­фективности экономической деятельности, развития реаль­ного сектора экономики;

- предупреждение, выявление и пресечение правонару­шений в экономической сфере и др.

КГК возглавляет Председатель, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом. Председатель КГК несет персональную ответственность за выполнение задач и функций, возложенных на комитет.

Председатель Комитета имеет четырех заместителей, в том числе одного первого, которые назначаются на долж­ности и освобождаются от должностей Президентом по предложению Председателя КГК.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: