Примечания

Глава двенадцатая ВО ВЛАСТИ СОМНЕНИЙ. ЕВРИПИД 1. Еврипид. Геракл, 424. Трагедии Еврипида цитируются по переводам И.Анненского. 2. Там же, 1609 сл. 3. На склоне лет Еврипид жил в Македонии, в то время еще дикой лесистойстране. Там им были написаны "Вакханки". 4. Еврипид. Вакханки, 378. 5. Там же, 200. 6. Там же, 810. 7. Там же, 882. Глава тринадцатая МЕХАНИЧЕСКАЯ ВСЕЛЕННАЯ. ДЕМОКРИТ Абдеры во Фракии, ок. 420 г. Бывает нечто, о чем говорят: "Смотри, вот это новое"; но это было уже в веках, бывших прежде нас. Экклезиаст Нападая на вульгарные верования масс или строя "научные" космогонии,поэты и натурфилософы в одном пункте оставались верны языческой традиции:они не решались посягнуть на веру в незыблемость и завершенность мировогостроя. Каким бы ни представлялся им космос - текучим или статичным,- ониисходили из того, что он никогда не будет иным; тем самым просвещенные умыЭллады сохраняли старый фундамент натуралистического магизма. Вселенная совсем, что в ней содержится, представлялась им чем-то вроде заколдованногозамка, выхода из которого нет. А внутренний режим этой темницы не можетизмениться слишком сильно; человек в ней целиком зависит от ее порядка -Судьбы и надзирателей - богов. Неудивительно поэтому, что именно в Греции, где это воззрениевыразилось наиболее ярко, было столь сильно трагическое мирочувствие,определившее дух античной драмы. Даже философы, прозревавшие идеи Логоса икосмического Разума, то и дело говорили о бездушной Ананке - Необходимости,которая являлась не чем иным, как одной из модификаций Рока. Причина этойзависимости мысли от древнего фатализма заключалась в том, что для грековотправной точкой духовных исканий была Природа. В ней хотели найти все: ипервичную реальность, и божественные силы, и нормативы морали. Наиболее законченную форму это преклонение перед Природой получило вматериализме, который, полностью отказавшись от идеи духовного начала,попытался объяснить бытие только через движение вещества. Хотя предмет нашего повествования - религиозная мысль Греции, мы неможем обойти это учение, ибо, как станет ясно в дальнейшем, оно занимаетопределенное место в истории натуралистических верований.

X x x

По преданию, основоположником материализма считается уроженец МилетаЛевкипп, но о нем почти ничего не известно (1). Разработка же этой доктриныпринадлежит ученику Левкиппа - Демокриту (ок. 460-370), происходившему изфракийского города Абдеры (2). Подобно другим греческим философам, Демокритмного путешествовал. Диоген Лаэртский говорит, что он был "учеником каких-томагов и халдеев", а другой античный писатель уверяет, что Демокрит побывал уперсов, индийцев и египтян, учась у них мудрости. Ездил философ и в Афины:по некоторым сведениям, он жил там инкогнито, чуждаясь славы, но иныеутверждают, что он тщетно пытался завязать контакты с Анаксагором, который,однако, не пожелал иметь с ним дела. Демокрит был, несомненно, одним из крупнейших ученых своего времени иплодовитым автором. В своих книгах, число которых доходило до семидесяти, онтрактовал о физике, математике, анатомии, психологии, астрономии, богословиии этике (3). Его попытка дать целостную картину мира была, вероятно,наиболее значительной до Аристотеля. Характерно, что главное егопроизведение так и называлось: "Диакосмос" - "Мировое устройство". Странствуя в чужих краях, изучая растения и животных, вскрывая трупы,Демокрит повсюду стремился найти чисто естественные причины явлений.Привычка натуралиста все проверять, взвешивать и расчленять вела кпреувеличению роли материальных компонентов мироздания. И до негонатурфилософия придавала "вещественному" универсальный характер: дажеАнаксагоров Нус изображался своего рода "вещью". У Левкиппа Демокритзаимствовал атомизм - теорию корпускулярного строения материи, котораяявилась одной из замечательных научных догадок древности. Китайцы говорили очастицах "ци", образующих мировое вещество; финикийцы - частые гости вАбдерах - были знакомы с понятием о таких частицах и приписывали эту теориюсвоему земляку Мосху Сидонскому. Мы уже говорили и о "семенах", или"гомеомериях", Анаксагора. Таким образом, идея прерывности материи вовремена Левкиппа носилась в воздухе, Демокрит придал ей более стройнуюформу. Он утверждал, что мы не видим "неделимых" частиц, атомов, лишь потому,что они крайне малы. В зависимости от того, какую они имеют форму - круглую,острую, крючковатую, строятся тела различных свойств - жидкие, твердые,огненные. Все многообразие мировых качеств, согласно Демокриту, в каком-тосмысле иллюзия. "Только считают,- говорил он,- что существует сладкое,только считают, что существует горькое, в действительности же - атомы ипустота" (4). Атомизм выступает в роли описательной космологии и теориикосмогенеза. "Атомы бесконечны по величине и числу, они движутся поВселенной, вращаясь, и таким образом образуют все сложные тела" (5). Кромеих беспорядочного движения в пространстве нет ничего. Психологически эта позиция Демокрита очень понятна. От нее не былсвободен почти ни один исследователь, открывший новый принцип. В свое времяпринцип эволюции неограниченно прилагали к любым явлениям природы иобщества; Фрейд хотел своим "либидо" объяснить всю культуру, марксистыповсюду видели социально-экономическую подоплеку, а теософы - законперевоплощения. Как правило, такое (пусть и естественное) преувеличениеодного принципа очень вредило как философии и религии, так и науке. Но чистым и законченным эмпириком Демокрит не стал. Он хотел бытьметафизиком и развить учение о самих основах мироздания. Тут он уже не могполагаться на чисто эмпирический метод. Поэтому ему пришлось принять тезисПарменида о недостоверности чувственного знания. Более того, он в концеконцов объявил органы чувств препятствием к проникновению в суть природы.Сложилась даже легенда, будто философ намеренно ослепил себя, "чтобы глазане беспокоили разум" (6). Одним словом, в последней инстанции он сталдоверять лишь интуитивному зрению ума. Какую же картину открыло ему это "внутреннее око"? В отличие от Анаксагора, утверждавшего, что без Разума никакие частицыне могут произвести космического "порядка", Демокрит представлял себе мир ввиде бездонной пустоты, в которой без цели и смысла носятся мириады атомов.Они есть единственная реальность; расходясь и сплетаясь, они совершеннослучайно образуют тела. Демокрит прямо говорил, что "совокупность вещейвозникла в силу случая", который поэтому есть "владыка и царь Вселенной".Закономерность - явление вторичное, она же распространяется всего лишь насложные системы. Очень важно не смешивать атомизм как научную гипотезу физики сумозрительным метафизическим материализмом: первый относится к областинауки, второй - к области веры. Демокриту стало тесно в рамкахестествознания, и он возвел свою теорию вещества в ранг универсальнойконцепции, ограничив все бытие атомарными комбинациями и отождествив его с"бессознательной природой" (7). Между тем Демокрит, как натуралист, не мог во всем видеть толькослучайность. Слишком уж неправдоподобна была она в роли "царя Вселенной". Нонедаром Демокрит внимательно изучал философию элеатов, которая провозглашалаАнанке - Необходимость - управительницей мира. В механической Вселеннойнедоставало именно этого рычага, ибо кому еще вращать хороводы частиц, какне слепой силе Фатума? Демокрит так и заявляет: "Ананке - это то же, чтоСудьба, и Справедливость, и Провидение, и Сила, созидающая мир" (8). Можносказать, что его материализм явился величайшим триумфом идеи Судьбы, откоторой нельзя требовать отчета и которая едва ли не более таинственна, чемБожество мистиков (9). Первоисточник этой наукообразной мифологии установить нетрудно: вотличие от корпускулярной гипотезы, она является метаморфозой древнегопонятия о безначальном материнском Лове и Хаосе. Здесь натуралистическиймагизм и вера в Судьбу привяли новую, умозрительную форму.

X x x

Абдерский философ стал как бы прототипом материалистов всех последующихвремен. Производя разумное из бессмысленного, структуру из хаоса,обожествляя свойства "бессознательной природы", он брался распространитьсвои принципы и на явления духовной жизни (10). Впрочем, здесь есть иотличие: совремевный "миф о материи" видит в сознании нечто иное, чемвещество, хотя при этом утверждает, что бытие исчерпывается материей.Образовавшееся противоречие он пытается преодолеть "теорией отражения",которая на самом деле предлагает вместо решения сомнительную метафору,взятую из оптики. Демокрит же куда последовательнее. Он просто объявляет,что духа как такового нет, что наша мысль есть лишь скопище атомов, толькогладких и круглых, подобных атомам огня. Основная их часть, образующая душу,находится в груди человека, прочие же - разбросаны по телу. Когда наступаетсмерть - эти атомы улетучиваются, поэтому сознание кончается с последнимдыханием. Демокрит с насмешкой отзывался о тех кто под влиянием мистерийбоялся загробной кары. Соответственно и гносеология Демокрита ясней и логичней "теорииотражения". Он полагал, что люди познают окружающий мир самым простым,механическим способом: от атомарных сцеплений истекают эманации, или образы("идолы"), они вторгаются в наши органы чувств в виде отпечатков, полученныхв уплотненном воздухе. Чем ближе предмет - тем яснее отпечаток (11).

X x x

И наконец мы подходим к самой удивительной части учения Демокрита. Ксенофан и Гераклит в самых суровых выражениях порицали Гомера имифологию. Можно было бы ожидать, что материалист превзойдет их в критикерелигиозных представлений. Ничуть не бывало! Демокрит с большим уважениемговорит о Гомере и считает, что тот получил в дар "божественную природу"(12). Чем объяснить это? А тем, что философ верил в богов, молился им,исполнял обряды, признавал магию и чародейство. Язычество, наделявшее богов телесностью, как нельзя лучшесоответствовало мировоззрению Демокрита. Среди существ, образованныхатомами, есть, по его мнению, такие, которые "относятся к числубожественных" (13). Правда, они не бессмертны, но зато очень долговечны.Атомы, из которых они состоят, сходны с атомами огня. Боги суть "образы,огромные по величине, человекообразные"; "воздух полон ими" (14). Длячеловека их бытие не безразлично, ибо "они предсказывают людям будущее,причем люди видят их и они говорят" (15). Одни из этих божественных "образов", по мнению Демокрита, "благотворны,а другие - злотворны". Демокрит признается, что он молился, чтобы емупопадались благие "образы", приносящие счастье (16). Движением атомов Демокрит брался объяснить даже вещие сны и телепатию.В их основе он видел все то же действие "образов", которые кочуют поВселенной. Но этого мало, философ вполне серьезно рассуждает о дурном глазе,гаданиях, приметах. Он полагает, что черная магия - это факт: против своихжертв "недоброжелатели испускают "образы", отнюдь не лишенные ни чувств, нисилы, наполняя их своей злой ворожбой. Внедряясь в заколдовываемых,оставаясь и живя с ними, они возмущают и портят им тело и разум" (17). Одним словом, безрелигиозным основателя материализма назвать нельзя, новера его - примитивная, тесно связанная с первобытной магией. Недаромговорили, что он ученик халдеев. На этих суевериях Демокрита его нынешниепродолжатели не любят останавливаться. Но наиболее объективные авторывынуждены признать, что абдерский философ "не отвергает религиозноемировоззрение, но перерабатывает его в соответствии с атомистической теориейи в соответствии с сохраняющимися у него пережитками магическихпредставлений" (18). Демокрит лишь считал ошибкой смешивать богов с прочими феноменамиприроды и осуждал поклонение грому, молнии, светилам (19). Дальше этого еговольнодумство фактически не шло. Подведем итог. Пафос современного материализма, его иррациональныйподтекст - это безоговорочный атеизм, отрицание любых сверхчеловеческих сил.Античный же материализм покоился на древнеязыческих верованиях. Этотматериализм представлял собой философский вариант гомеровской религии с ееидеей Рока и телесными богами. С другой стороны, учение Демокрита было продуктом разложениянатурфилософии, признаком ее глубокого кризиса, который, впрочем, греческаямысль скоро преодолела. В то самое время, когда учил Демокрит, в Афинах ужепоявился Сократ, заставивший людей по-новому взглянуть на себя и на мир.Впоследствии Платон ни разу не упомянул Демокрита в своих книгах.Материализму оставалось отойти в тень и ждать своего часа, чтобы в очереднойкритический момент вновь заявить о себе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: