На предприятии в отделе НИОКР периодически проводятся работы по усовершенствованию продукции. При построении финансовой структуры возникает вопрос, выделить ли отдел НИОКР в центр инвестиций, рассматривая его как подразделение, производящее продукцию (новый продукт) и реализующее его производственной службе (по внутренним ценам), или включать в центр затрат (производственную службу)?
Можно поступить следующим образом:
— подсчитать затраты на НИОКР;
— сравнить затраты на НИОКР с затратами всех производ
ственных служб;
— если затраты на НИОКР сравнимы с затратами всей произ
водственной службы, то отдел НИОКР можно выделить в от
дельный центр инвестиций;
— если затраты на НИОКР составляют несущественную часть
по сравнению с затратами всей производственной службы, то
отдел НИОКР можно включать в центр затрат (производствен
ная служба), а затраты на НИОКР будут лишь одной из затрат
ных статей бюджета производственной службы [7].
В целом из существующей практики можно сделать вывод о том, что при усложнении схемы финансовой структуры повышается уровень аналитики получаемых отчетов о бизнесе, но возрастают временные и стоимостные затраты на поддержание функционирования такой системы.
|
|
Поэтому можно сформулировать общее правило, которого стоит придерживаться при построении финансовой структуры компании: затраты, связанные с поддержанием функционирования сложной финансовой структуры компании, должны окупаться за счет принятия более эффективных решений с использованием информации с более детальной аналитикой.
БЮДЖЕТНЫЙ РЕГЛАМЕНТ Бюджетный регламент определяет:
— последовательность;
— правила;
— сроки;
116 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 117
— ответственных за расчеты бюджетов, формирование отчетов, анализ исполнения бюджетов и принятие решений.
Бюджетный регламент описывается во внутренних документах предприятия, предоставляющих в систематизированной форме описание процедур финансово-экономического планирования, учета, анализа и контроля, действующих на предприятии.
Основные регламенты:
Положение о бюджетах. Описывает структуру бюджетов и бюджетной информации. Данное положение содержит бюджеты, которые ведет предприятие, т. е. собираются все статьи движения денег, статьи доходов и расходов, составляются функциональные бюджеты. Далее бюджеты относятся к тем или иным ЦО.
Положение о финансовой структуре. Положение, а точнее финансовая структура — это слепок с организационной структуры. Выясняется функционал подразделений, оценивается степень их ответственности за производимые действия, далее происходит выделение ЦФО, выстраивается их иерархия и, соответственно, рождается финансовая структура предприятия. В положении о финансовой структуре прописывается также общая схема консолидации финансового результата.
|
|
Положение о ЦФО. Положение о ЦФО сводит все данные о ЦФО, бюджетах, разнесенных по центрам, ответственных за бюджеты.
Положение об учетной политике. В данном положении описывается учетная политика управленческого учета, которая зачастую не совпадает с фискальной. Более того, на большинстве предприятий в принципе отсутствует данный регламент, несмотря на его бесспорную значимость.
Положение о планировании. Описывается метод планирования, очередность предоставления бюджетов, срок их подачи. Это относится как к горизонту, так и к шагу планирования.