Пример. Выделять или не выделять центр инвестиций

На предприятии в отделе НИОКР периодически проводятся работы по усовершенствованию продукции. При построении фи­нансовой структуры возникает вопрос, выделить ли отдел НИОКР в центр инвестиций, рассматривая его как подразделение, произ­водящее продукцию (новый продукт) и реализующее его произ­водственной службе (по внутренним ценам), или включать в центр затрат (производственную службу)?

Можно поступить следующим образом:

— подсчитать затраты на НИОКР;

— сравнить затраты на НИОКР с затратами всех производ­
ственных служб;

— если затраты на НИОКР сравнимы с затратами всей произ­
водственной службы, то отдел НИОКР можно выделить в от­
дельный центр инвестиций;

— если затраты на НИОКР составляют несущественную часть
по сравнению с затратами всей производственной службы, то
отдел НИОКР можно включать в центр затрат (производствен­
ная служба), а затраты на НИОКР будут лишь одной из затрат­
ных статей бюджета производственной службы [7].

В целом из существующей практики можно сделать вывод о том, что при усложнении схемы финансовой структуры повыша­ется уровень аналитики получаемых отчетов о бизнесе, но возра­стают временные и стоимостные затраты на поддержание функ­ционирования такой системы.

Поэтому можно сформулировать общее правило, которого сто­ит придерживаться при построении финансовой структуры ком­пании: затраты, связанные с поддержанием функционирования сложной финансовой структуры компании, должны окупаться за счет принятия более эффективных решений с использовани­ем информации с более детальной аналитикой.

БЮДЖЕТНЫЙ РЕГЛАМЕНТ Бюджетный регламент определяет:

— последовательность;

— правила;

— сроки;


116 Бюджетирование на современном предприятии


Бюджетирование на современном предприятии 117



— ответственных за расчеты бюджетов, формирование отче­тов, анализ исполнения бюджетов и принятие решений.

Бюджетный регламент описывается во внутренних докумен­тах предприятия, предоставляющих в систематизированной фор­ме описание процедур финансово-экономического планирова­ния, учета, анализа и контроля, действующих на предприятии.

Основные регламенты:

Положение о бюджетах. Описывает структуру бюджетов и бюджетной информации. Данное положение содержит бюдже­ты, которые ведет предприятие, т. е. собираются все статьи дви­жения денег, статьи доходов и расходов, составляются функцио­нальные бюджеты. Далее бюджеты относятся к тем или иным ЦО.

Положение о финансовой структуре. Положение, а точ­нее финансовая структура — это слепок с организационной струк­туры. Выясняется функционал подразделений, оценивается сте­пень их ответственности за производимые действия, далее проис­ходит выделение ЦФО, выстраивается их иерархия и, соответ­ственно, рождается финансовая структура предприятия. В поло­жении о финансовой структуре прописывается также общая схе­ма консолидации финансового результата.

Положение о ЦФО. Положение о ЦФО сводит все данные о ЦФО, бюджетах, разнесенных по центрам, ответственных за бюджеты.

Положение об учетной политике. В данном положении описывается учетная политика управленческого учета, которая зачастую не совпадает с фискальной. Более того, на большинстве предприятий в принципе отсутствует данный регламент, несмот­ря на его бесспорную значимость.

Положение о планировании. Описывается метод планиро­вания, очередность предоставления бюджетов, срок их подачи. Это относится как к горизонту, так и к шагу планирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: