Сроки (график) и порядок: о разработки о согласования ф предоставления © обработки © консолидации о утверждения бюджетов различных уровней
Бюджетный цикл
£) Период, за который составляются отчеты об исполнении бюджетов ф Период, начиная с которого осуществляются корректировки бюджетов на оставшуюся часть всего бюджетного периода
Бюджетный контроль
■&■ Период, за который проводится план-факт анализ ■jV Период и порядок принятия управленческих решений на основе результатов план-факт анализа
Издательский дом «ФАКТОР»предоставляет Вам возможность воспользоваться услугой «КНИГА — ПОЧТОЙ» Решить любые вопросы по предоставлению услуги «Книга—почтой», заказать бесплатный каталог изданий Издательского дома «ФАКТОР»Вы можете по тел.: (057) 717-52-71, 717-51-15 |
Рис. 16. Процедура составления, согласования, консолидации и утверждения бюджетов в компании
Бюджетный регламент — это способ установления финансовой дисциплины.
Бюджетный цикл — это:
— введение единых сроков и унифицированных процедур для структурных подразделений и их предоставления руководству компании (или в бюджетный или планово-экономический отдел).
На этот момент хотелось бы обратить особое внимание.
Контроль соблюдения установленных сроков является очень важным организационным моментом. Опыт постановки бюджетирования на предприятиях показывает, что добиться соблюдения сроков очень сложно, так как большинство менеджеров, участвующих в составлении бюджетов, особенно на начальной стадии внедрения бюджетирования, считают первоочередными свои непосредственные функциональные обязанности, а бюджеты оставляют «на потом». Или просто может иметь место скрытое или явное противодействие нововведениям.
Руководители предприятия должны установить так называемый бюджетный цикл, т. е. принять решение, когда будут подводиться промежуточные итоги исполнения бюджетов внутри бюджетного периода и будут осуществляться корректировки.
Например, бюджетный период — год, с разбивкой помесячно, а итоги руководство решает подводить ежемесячно, с последующей корректировкой.
На некоторых предприятиях встречаются ситуации, когда руководство решает закрывать отчетный месяц в управленческом учете 25-го числа, чтобы до 1-го числа подвести итоги месяца (на что отводится 5 дней) и подправить бюджет на следующий месяц (т. е. месяц устанавливается с 25-го по 25-е).
Бюджетный цикл, в зависимости от специфики хозяйственной деятельности предприятия, вида бизнеса, его размеров и других факторов может быть от 1 месяца до квартала.
Основные положения регламента должны быть закреплены во внутреннем нормативном документе — Положении о бюджетном регламенте.
Это нужно для того, чтобы бюджетирование функционировало в компании как механизм. Такой механизм призван максимально очистить процедуру предоставления, согласования и ут-
120 Бюджетирование на современном предприятии
Б юдже т ирование на современном предприятии 121
верждения бюджетов отдельных структурных подразделений от влияния субъективных факторов.
При составлении бюджетов могут устанавливаться следующие сроки:
1) срок, не позднее которого каждый ЦФО должен предоста
вить свой бюджет в службу, занимающуюся рассмотрением и
последующей консолидацией, т. е. составлением сводных бюдже
тов для всего предприятия;
2) срок, в течение которого руководство предприятия (соот
ветствующая служба или отдел) осуществляет согласование и
утверждение как бюджетов ЦФО, так и бюджета для предприя
тия в целом;
3) срок, до которого должны быть составлены сводные бюд
жеты предприятия, утверждены и доведены до соответствующих
структурных подразделений различных уровней.
Например, для разработки бюджета предприятия на 2005 год бюджеты ЦФО с разбивкой на минимальные бюджетные периоды должны быть предоставлены до 10 декабря 2004 г. Сводные бюджеты предприятия с помесячной разбивкой предоставляются не позднее 20 декабря 2004 г. Таким образом, на согласование, консолидацию и утверждение бюджетов различных уровней на предприятии в целом отводится по регламенту 10 дней.
В течение периода между сроками предоставления бюджетов отдельных структурных подразделений и утверждения сводных (консолидированных) бюджетов для фирмы в целом производится согласование бюджетов между руководителями подразделений и соответствующей службой компании.
Это согласование представляет собой разрешение так называемого конфликта интересов. В регламенте бюджетирования должна быть четко описана процедура согласования бюджетов ЦФО в процессе их консолидации.
Например, если планово-экономический отдел не согласен с бюджетом какого-либо ЦФО, считая завышенными показатели расходов, то регламентом устанавливается, что сотрудник ПЭО обязан поставить об этом в известность руководителя этого ЦФО, например, в течение 2-х дней. Это уведомление может выглядеть в виде служебной записки или распоряжения начальника 11ЭО.
Если руководитель ЦФО принимает замечания и поправки к своему бюджету или согласовывает свою позицию и расчеты с ПЭО или руководителем фирмы, то это означает, что конфликт интересов улажен и вопрос о бюджете закрыт.
Если достичь взаимоприемлемого решения не удается, то регламентом предусматривается организационная процедура, которая, с одной стороны, не позволяет затягивать процесс составления и принятия бюджета, а с другой — дает возможность найти то решение, которое будет в последующем исполняться.
Для руководителя ЦФО также должны быть установлены:
1) срок обжалования соответствующих распоряжений ПЭО
(например, 3 дня);
2) форма документа, по которой это происходит (например,
служебная записка);
3) должностное лицо из числа вышестоящего руководства,
которое выступает в таких «спорах» «арбитром» между руково
дителем ЦФО И ПЭО.
Если в установленный срок служебная записка от руководителя ЦФО на имя «арбитра» не поступает, то бюджет ЦФО уходит на консолидацию и утверждение в версии ПЭО и после утверждения должен исполняться руководителем ЦФО даже в том случае, если он с бюджетом не согласен.
Аналогичный порядок действует и в отношении сотрудников и руководителей ПЭО.
Подобного рода детали и организационные мелочи в действительности позволяют не только быстро находить пути согласования бюджетов на различных уровнях управления, но и помогают более точно распределить функции, сферы полномочий и ответственности между участниками бюджетного процесса.