В бюджетировании каждая служба, каждый уровень управления, каждое структурное подразделение должны знать свои функции и обязанности, сферу полномочий и ответственности. Грамотное распределение функций в бюджетировании — одно из обязательных условий эффективного бюджетного контроля и оптимизации финансовых показателей.
Как любая человеческая деятельность вообще и управленчес-
122 Бюджетирование на соврем енном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 123
кая технология в частности, бюджетирование нуждается в определенном аппарате управления.
Для небольшого предприятия весь этот аппарат управления можно свести к одному должностному лицу, которое все свое рабочее время или только часть его посвящает разработке, согласованию, утверждению и контролю над исполнением бюджетов предприятия.
На крупном предприятии, особенно когда в финансовой структуре появляются ЦФО — центры прибыли, управление процессом бюджетирования требует не только создания специализированных подразделений и служб, но и механизмов координации всей работы.
|
|
Поэтому для управления бюджетами необходимо:
— определить набор служб и должностных лиц (руководите
лей и специалистов) различного уровня управления, ответствен
ных за все этапы составления, согласования и утверждения, оценки
исполнения и контроля над всеми видами бюджетов;
— распределить между ними функции и должностные обя
занности, сферы компетенции и ответственности;
— определить «арбитра», т. е. должностное лицо на пред
приятии (из числа руководителей высшего звена), на которое
будет возложена ответственность за окончательное решение по
все вопросам, касающимся подготовки окончательных вариантов
решений по бюджетам и разрешению возникающих здесь конф
ликтов интересов;
— установить порядок взаимодействия между различными
службами одного уровня управления и между службами различ
ных уровней управления, что необходимо для последующей орга
низации бюджетного документооборота;
— закрепить в системе внутренних нормативных документов
предприятия (положениях, приказах, должностных инструкци
ях) распределение функций, обязанностей, полномочий [2].
Почему-то на многих предприятиях сложилось мнение, что бюджетирование — это функция только финансово-экономических подразделений. Так все-таки какие же подразделения на предприятии должны участвовать в процессе бюджетирования? Ответ можно легко найти, вспомнив определение бюджетирования и 2 принципа, используемые при построении данной системы.
Бюджетирование — это планирование и контроль финансово-экономического состояния компании. Внимание! Здесь нужно обратить на слова планирование и контроль.
|
|
Есть 2 принципа, которые должны закладываться в построение эффективной системы планирования и контроля:
— планирование должно быть децентрализованным;
— контроль должен быть централизованным.
Иначе эти принципы могут быть сформулированы так:
— в принятии решения должен принимать участие тот, кто
его потом будет выполнять (конечно же, этот принцип не нужно
доводить до абсурда);
— подготавливать фактическую информацию для контроля
должны нейтральные (незаинтересованные) лица.
К тому же централизация планирования противоречит одной из целей бюджетирований, а именно — согласование плановых финансово-экономические показателей предприятия.
Следует еще раз отметить, что в бюджетировании (на этапе планирования) принимают участие практически все подразделения предприятия, а финансовая служба выступает в роли координатора данного процесса, а также выполняет функции, связанные с консолидацией бюджетов, подготовкой фактической информации, а также проведение планово-фактного анализа исполнения бюджетов
Таблица 17
ФУНКЦИИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ФИНАНСОВОЙ СЛУЖБОЙ КОМПАНИИ
Бухгалтерия | Финансовый отдел | Планово-экономический отдел |
— планирование себестоимости | ||
продукции; | ||
— осуществление | — планирование управленческих | |
— налоговое | финансовых | (общефирменных) расходов; |
планирование; | расчетов в | — консолидация бюджетов(планирование |
— подготовка | соответствии с | финансовых бюджетов); |
финансовой | утвержденными | — подготовка фактической информации об |
отчетности | бюджетами | исполнении бюджетов; |
— план-факт анализ исполнения бюджетов; | ||
— координация процесса бюджетирования |
124 Бюджетирование на современном предприятии
Бюджетирование на современном предприятии 125
Итак, планирование должно быть децентрализованным, а учет централизованным. Но это вовсе не означает, что подготовленные планы должны безоговорочно приниматься. Известно много случаев, когда ответственные за подготовку бюджетов намеренно завышают плановые показатели. Чаще всего это проявляется в распределенных системах. Например, в холдинговых структурах, при составлении консолидированных бюджетов, предприятия раздувают свои бюджеты искусственно, увеличивая производственную себестоимость продукции (с торговыми компаниями таких проблем меньше, так как их бизнес-процессы проще, поэтому их в этом плане легче контролировать). Данные предприятия имеют статус центров затрат, т. е. по факту это бюджетные подразделения. Поэтому им выгодно завышать свои сметы. А в управляющей компании, как правило, нет специалистов, которые бы достаточно хорошо знали производство, и поэтому управляющей компании остается только 2 возможных варианта. Первый вариант — согласиться с. предложенной схемой. Второй вариант — применить какой-то научно обоснованный алгоритм для снижения затрат. Например, четные статьи затрат сократить на 20 %, а нечетные на 40 %. Как ни странно, но при этом производственная программа обычно выполняется, хотя руководители предприятий постоянно твердят о том, что это невозможно и вообще в модернизацию производства нужно вкладывать очень много денег, при этом почему-то не всегда говорится о том, насколько же снизится при этом себестоимость производимой продукции, а если и говорится, то информация опять-таки иска-, жается.
В качестве одного из вариантов решения данной проблемы может быть придание предприятию статуса центра прибыли. В таком случае ответственность руководства предприятия увеличивается. Теперь оно уже отвечает не только за выполнение производственной программы, но и за достижение заданного финансового результата. Правда, с введением такой системы появляются другие проблемы. Например, нужно определить цену, по которой управляющая компания или другие предприятия холдинга будут приобретать продукцию предприятия. Цену можно, например, установить исходя из нулевой рентабельности предприятия (при старых нормативах) и договориться о том, что часть прибы-
|
|
ли по конечному результату останется в распоряжении предприятия.
Необходимо помнить, что в соответствии с принципом общего менеджмента полномочия с высшего уровня управления можно делегировать на более низкий, но нельзя переносить ответственность. Она всегда остается за первым руководителем структурного подразделения или предприятия в целом. Следовательно, кто бы ни разрабатывал, визировал, согласовывал, «проталкивал» бюджеты, осуществлял другие функции и манипуляции вокруг бюджетного процесса, включая роль «арбитра» в конфликте интересов, утверждение бюджетов предприятия — всегда прерогатива высшего должностного лица предприятия, а утверждение бюджетов ЦФО — прерогатива руководителей соответствующих структурных подразделений. Они же несут ответственность за исполнение бюджетов — первый ~- перед собственниками предприятия, вторые — перед ее главным должностным лицом.
Для администрирования бюджетного процесса на предприятии создается «структура», которая будет устанавливать процедуру бюджетирования, разрабатывать формы бюджетов, координировать действия по разработке и принятию реалистичных бюджетов, соответствующих целям предприятия, контролировать исполнение бюджета и следить за осуществлением функций управления. Условно ее можно назвать группой бюджетирования. Очевидно, что она должна состоять из специалистов высокого уровня, которые хорошо представляют себе деятельность предприятия, умеют мыслить в масштабах предприятия и вскрывать проблемы, могут предлагать варианты их решения. В ней удобно и целесообразно выделять две подгруппы.
|
|
Одна из них — временная группа — действует только в период разработки бюджетов и занимается сбором коллективных предложений, согласованием интересов выделенных ЦФО и разработкой системы бюджетов с требуемой детализацией. Логично во временно действующую группу включить менеджеров — представителей от каждого ЦФО, что будет усиливать мотивацию их деятельности, способствовать активному участию персонала в управлении предприятием и более грамотной разработке бюджетов. Задача этой группы — исследование возможностей, проблем и ограничений деятельности подразделений предприятия, согла-
126 Бюджетирование на современном пред приятии
Бюджетирова ние на современном предприятии 127
сование их интересов для достижения целей предприятия, планирование их деятельности.
Другая группа — бюджетный комитет или бюджет ная комиссия — действует постоянно и состоит из топ-менеджеров, ответственных за деятельность предприятия в целом.
Эта группа разрабатывает и распространяет нормативно-инструктивные материалы по составлению бюджета, обеспечивает полезной для подготовки бюджета информацией, оказывает ценные консультационные и технические услуги функциональным руководителям, определяет точный порядок составления бюджета и даты, к которым должны быть предоставлены те или иные плановые цифры. Кроме того, она объединяет отдельные бюджеты в общий (основной) бюджет предприятия, показывая вклад каждого из них, проводит оценку бюджетов и их утверждение. Далее, по мере осуществления фактической деятельности, данная группа анализирует исполнение бюджета, выявляет величину отклонений фактических показателей от плановых, устанавливает причины этих отклонений и констатирует, если нужно, важность корректирующих решений. Эта группа также собирает и обобщает все предложения коллектива по совершенствованию бюджетного процесса или деятельности предприятия.