Протагор (ок. 480 - 410 до н.э). Ему принадлежит: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют”. Всякое знание относительно. Каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение. Написал законы, определяющие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.
Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Объективной истины нет, субъект является мерой всех вещей. Софисты ищут основы человеческого существования не в мире, но в самом человеке. Они впервые апеллируют не к космическому разуму, но к разуму человеческому, они отделяют разум от первоначала.
Сократ (469-399 до н.э.). В его практике диалог стал основным методом нахождения истины. Его антидогматизм выражался в отказе от претензий на обладание достоверными знанием. Применял так называемое повивальное искусство, именуемое майевтикой – искусство определить понятия при посредстве наведения. С помощью искусно задаваемых вопросов он выделял ложные определения и находил правильные. Впервые начал использовать индуктивные доказательства и давать общие определения понятий. Метод диалектических споров Сократа заключается в обнаружении противоречий в рассуждениях собеседника и приведения его к истине посредствам вопросов и ответов.
Платон (427-347 до н.э.). Идея – центральная категория в философии. Идея вещи есть нечто идеальное. Идея – это смысл, сущность вещи. Высшая идея – это идея абсолютного. Платон доказывает существование Бога чувством нашего сродства с его природой, которое как бы “вибрирует” в наших душах. Душа человека до его рождения пребывает в царстве чистой мысли и красоты. Затем она попадает на грешную землю, где, временно находясь в человеческом теле, как узник в темнице, “вспоминает о мире идей”. Душа - бессмертная сущность, в ней различаются три части: разумная, обращенная к идеям; пылкая, аффективно-волевая; чувственная, движимая страстями, или вожделением.
Свои взгляды на происхождение общества и государства Платон обосновывал тем, что отдельный человек не способен удовлетворить все свои потребности в пищи, жилище, одежде. В рассмотрении проблемы общества и государства он опирался на теорию идей и идеалов - “Идеальное государство” - должны управлять только аристократы как лучшие и наиболее мудрые граждане. А земледельцы и ремесленники должны выполнять добросовестно свою работу. И.Г. должно покровительствовать религии, воспитовать в гражданах благочестие, бороться с нечестью.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) - основоположник науки логики.
Главный его труд — Метафизика — представляет собой, строго говоря, не написанный им текст, а конспекты лекций философа, сделанные его слушателями.
Исходя из признания объективного существования материи, он считал ее вечной, несотворимой и неуничтожимой. Материя не может возникнуть из ничего, не может также увеличиваться или уменьшаться в своем количестве. Однако сама по себе материя, инертна, пассивна. Чтобы эту возможность превратить в действительность, надо придать материи форму. Форма – активный творческий фактор, благодаря которому вещь становиться действительной. Форма – это стимул, цель, причина становления многообразных вещей из однообразной материи. Весь мир представляет собой ряд форм, находящихся в связи друг с другом.
Учение о категориях – различные понятия не могут быть обобщены в едином общем роде. Категории – это высшие роды, к которым сводятся все остальные(сущность, качество, количество, отношение, место, время, действие, состояние, страдание, обладание). Идея души - Смерть тела освобождает душу для ее вечной жизни: душа вечна и бессмертна.
Теория познания и логика - сформулировал логические законы: закон тождества (понятие должно употреблятся в одном и том же значении в ходе рассуждений), закон противоречия (“не противоречь сам себе”) и закон исключенного третьего (А или не А истинно, третьего не дано”)
Человек – политическое существо, т.е. он несет в себе инстинктивное стремление к “совместному жительству”. Он не отделял общества от государства. Первым результатом социальной жизни он считал образование семьи. Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство.
Он выделял 3 формы гос. правления: монархия, аристократия, и полития. Отклонение от монархии дает тиранию, от аристократии – олигархию, от политии – демократию. В основе всех общественных потресений лежит имущественное неравенство.