4-3 вв. до н.э. – от греч. гос-тва Эллады.
Особенность – отказ от создания всеобъемлющих философских концепций и переключение на проблемы ценностей и смысла человеческой жизни.
Школа киников (циников) – основатель Антисфен – отказ от достижений цивилизации. Диоген (400-325 гг. до н. э.) – известный представитель.
Осн. черты – пренебрежение общественными нормами. Основа счастья - отказ от богатства, славы, достижение независимости и внутренней свободы.
Эпикуреизм (основатель Эпикур (341-270гг. до н. э.))
Осн. положения: 1. реальность поддается осмыслению человеческим разумом; 2. в реальности есть место для счастья; 3. счастье – вытеснение страдания и беспокойства; 4. для достижения счастья и покоя человек не нуждается ни в чем кроме самого себя; 5. для этого не нужны не богатство, не государство, не боги.
Любому ощущению должно предшествовать «ощутимость» - первосвойство. Первосвойством являются атомы, которые были мыслительными конструкциями.
Гл. принцип эпикурейства – то, что способствует наслаждению – добро, а то, что приносит страдания – зло. Философия предназначена для познания пути к наслаждению и счастью. Знание освобождает человека от страха перед природой, богом, смертью.
Стоицизм (Сенеки, Марк Аврелий) - отвергалась всякая догматика, критика была движущей силой их учения. Счастье – следование природе, рациональное приспособление к к окружающим условиям ради самосохранения. Благо – то, что направлено на сохранение человеческого существа, зло – то, что направлено на его уничтожение. Но не всякое благо одинаково ценно. Важнейшее понятие – долг - морально совершенное поведение, опирающиеся на рациональное следование природе, понимание её устройства, знание её законов.
Скептицизм (представители Пиррон 360-270 гг. до н. э. и Секст Эмпирик 200-250 гг. до н. э.) – пришли к выводу о невозможности познания космоса. Не следует стремится познать мир, надо просто жить, не высказывая никаких суждений об истине.