Европейская философия Нового времени (17-18вв.)

Философия нового времени опиралась на науку. Законы, открытые естественными науками, переносятся и на исследование общества. Из общефилософских знаний в период Нового времени выделяются экономика, социология, политология.

Для онтологии этого периода характерны такие черты, как механицизм - абсолютизация законов механики, перенесение их на все виды движения, и деизм – признание Бога первопричиной развития природы, силой, давшей толчок мировому движению и больше не вмешивающейся в его ход.

Эмпиризм – считает основным источником достоверного научного знания опыт.

Рационализм – основным источником знания считает рассудок, логическое рассуждение, теоретическое обобщение. Ориентирован на математические науки.

Френсис Бэкон (1561-1626) – основоположник эмпирического метода познания. источник знаний и критерий их истинности видел в опыте. «Знание - сила». Цель научного знания – принесение пользы человеческому роду, практическая значимость знания. Выделил методы опытного познания: анализ (разделение сложного на простые элементы), наблюдение, эксперимент (изучение процессов путем создания новых условий их протекания). Основным методом науки считает индукцию - движение от частного к общему.

Рене Декарт (1596-1650) – считал, что чувства искажают действительность. главный метод познания – дедукция – движение от общего к частному. Интинным может быть только рассуждение, мысль. «Мыслю, следовательно, существую». заложил основы аналитической геометрии, объяснил образование и движение небесных тел. Математика должна стать главным средством познания природы. Сотворенный мир делил на два рода субстанций: духовные и материальные. Субстанция - объективная реальность. Главный атрибут духовной субстанции – мышление, материальной – протяженность.

Спиноза Бенедикт (1632-1677) – разработал монистическое учение о мире как единой субстанции. Главная идея – тождество Бога и природы, т.е. он определил субстанцию как причину самой себя. Представление о слиянии Бога и природы называется пантеизмом. Модусы – видоизменения субстанции. «Субстанция едина, модусов – бесчисленное множество». Человек – существо, в котором модусу протяженности – телу соответствует модус мышления – душа.

Лейбниц Готфрид Вильгельм (1646-1716) – выдвинул учение о множественности субстанций. «Монадология»: монады – неделимые, простые духовные единицы, они вечны и неуничтожимы. Монада называется душой когда в ней есть чувство, и духом, когда есть разум. Различал три вида монад: 1. монады «нижней ступени» с пассивной способностью восприятия (тела из таких монад относятся к неживой природе); 2. монады «средней ступени» способны иметь ощущения (тела относятся к живой природе – растения и животные); 3. высшие монады наделены полноценным сознанием (человек). Бог – абсолютно сознательная монада.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: