Философская мысль древнего востока

Философия как форма духовного освоения мира и учебная дисциплина.

Философия – это форма духовной деятельности, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и на место человека в нем.

Философия – обобщает достижения всей мировой культуры, всемирно-исторической практики и познания, является самосознанием эпохи.

Термин “философия” имеет греческое происхождение от слов phileo – люблю, sofia – мудрость и получается как “любовь к мудрости”. Основной вопрос философии раскрывает соотношение между идеальным и материальным, сознанием и материей. Обоснование его дает ответы на два вопроса: 1) что является первичным – сознание или материя? и 2) познаваем ли мир? В зависимости от того, как философы, представители различных философских школ и направлений, отвечали на этот вопрос, они подразделялись на два лагеря: материалисты и идеалисты. Материалисты исходят, что первична материя и вторична идеальные процессы, считают, что мир познаваем, тогда как идеалисты утверждают субстанциональность и первичность идеального фактора и в большинстве своем отрицают познаваемость мира.

В 19 в. предметом философии становится изучение общих принципов развития природы, общества и человеческого мышления, а сама она выступает не только как учение о бытие, но и методологией научного познания и практической деятельности.

Современная философия изучает окружающий мир как многомерную и многоуровневую систему. Структурные элементы, онтология – учение о бытие, гносеология – учение о познании, диалектика – учение о развитии, социальная философия – учение об обществе, логика, этика, эстетика, история философии. В настоящее время философская теория – это сложная система знаний, основным содержанием которой является наиболее общие принципы бытия и познания, законы функционирования и развития объективного, бесконечного в своих проявлениях мира.

Основные функции философии:

1) Мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему.

2) методологическая – логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей.

3) познавательная – обеспечивает приращение новых знаний о мире.

4) социально-коммуникативная – позволяет использовать философию в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности.


Философская мысль древнего востока.

Индуизм характеризуется политеизмом и пантеизмом - много богов, много голосов.

Существовало множество богов, легенд, мифов, которые на протяжении столетий заложены в гимны и тексты, известные как Веды (“знание”).

Развитие индийской философии можно разделить примерно на 6 главных этапов.

Доисторический и мифологический – эпоха первобытных верований.

Эпоха вторжения дравидов (2000 г. до н.э.)

Ведический период (1500 до 700 до н.э.), когда были составлены Веды. Упанишады также были написаны в этот период и иногда называются Ведантой (окончание Вед). Упанишады “сидящий около”, предполагает связь учителя с учеником как способ передачи знаний. В “Упанишадах” полностью разработаны понятия атмана и брахмана.

Эпический период (800 – 200г до н.э.), связан с эпическими поэмами “Махабхарата”, “Рамаяна”.

Эпоха сутр, 400 – 500 г. до н.э., Сутр – речения, которые легко заучивать.

Эпоха толкований (400 – 1700), когда основные школы формируются на основе тщательных толкований различных сутр. Главной фигурой здесь становиться Санкара.

Система каст – это свод правил в отношении социальной группы, к которой вы принадлежите, в отношении того, с кем вы можете разговаривать и работать. Принадлежность к определенной группы зависит от вашей предшествующей жизни, от состояния вашей кармы.

. Ваша карма – это результат ваших предшествующих действий, от которых зависит ваше будущее. Ваша карма – это вы сами. Карма подразумевает перемещение души и необходимость в конечном счете достичь мокши. Она закон вселенной. Она универсальная справедливость и истина.

Самсара – это постоянный поток перемен всего сущего или колесо жизни, смерти и возрождения.

Самсара – это тюрьма, в которой страдание и боль являются нормой и из которой бежать можно лишь по прошествию длительного времени и накопления кармы. Только через конечную реализацию своей истинной природы, или атмана, человек может избежать самсары.

Можно разделить историю философии Китая на три главных фазы:

Древний период (до 200 г. до н.э.), большое количество школ (сто) соперничающих.

Конфуцианство, даосизм и начало буддизма.

Неконфуцианство (960 – 1912): реакция на буддизм, возрождение конфуцианства.

Одной из первых попыток описать Сто школ были “Исторические записки” “Ши-цзы” Сыма Цяня, Он разделил все на 6 главных школ.

Школа ЖУ (конфуцианская) вела свое происхождение от книжников

Инь-ян развивалась космологами

Моизм связан с войнами

Представители даосизма произошли от отшельников

Школа мин (школа имен)

Школа легистов произошла от “людей закона”

В Китае находились две наиболее влиятельные буддистские школы: чань и Срединный путь.

Чань особенно подчеркивал роль медитации и обучения. Идея кармы – “Е”, все еще остается центральной в китайском буддизме. Как бы избавиться от невежества. Буддизм принес в китайскую философию идею Высшего разума. Сочувствие ко всем вещам и людям.

Неконфуцианство. Ци, великая гармония. Философ Чжан Цзай (1020-1077)(Книга: Правильный путь для начинающих) говорил о Ци (раньше оно понималось как газ или эфире) как основа субстанциональной Вселенной. Он доказывал, что пустота не является абсолютным вакуумом, что ци рассеяно так, что остается невидимым. Если признать, что пустота, это Ци, то поймешь, что Ву (небытия) не существует. Одним из очень известных отрывков: “Поскольку все вещи во Вселенной состоят из ци, то все люди и прочие предметы являются всего лишь частью этого огромного тела”

Идея – это ли, а материя – это ци.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: