Средневековая философия – эпоха феодализма (5-15вв.) – союз философии и теологии.
1) период апологетики и патристики (3-5вв.); 2) схоластический период (5-15 вв.).
Особенность – зависит от религии. «Философия – служанка богословия». Источником всякого бытия и блага является Бог. Высшая цель в жизни выражается в служении Богу. Бог есть первооснова и первопричина мира. «Вначале было слово. И это слово было Бог». Христианский бог стоит над природой, по ту сторону её и потому является трансцендентным Богом (потусторонним). Творение – прерогатива Бога. Изобретения со стороны людей - богохульство. Это существенно сдерживало инженерную и научную мысль.
Осн. черты: 1. тесная связь со Священным писанием, которое являлось исчерпывающим знанием о человеке и мире; 2. философия была догматична и консервативна; 3. философия теоцентрична, т.к. определяющей реальностью был Бог; 4. философский формализм основан на искусстве толкования, интерпретации текста; 5. креационизм – главный принцип онтологии, откровение – главный принцип гносеологии.
Апологетика – раннехристианское философское течение, защищавшее идеи христианства от давления языческой идеологии.
Патристика – философское учение «отцов церкви».
Августин Блаженный (354-430) – считал что Бог – причина всего. Разработал проблему теодицеи – проблему существования зла в мире, творимом Богом. Добро – проявление Бога на земле, зло – недостаток добра. Формула: «Верую, чтобы понимать». Рассматривал два вида человеческой деятельности: «град земной», т.е. государственность и «град Божий» - духовную общность.
Выдвинул проблему свободы личности. Является родоначальником неоплатонизма и христианской философии.
Схоластика - «школьная философия», соединяла христианскую догматику с логическими рассуждениями. Осн. задача – обоснование и защита религиозных догматов логическим путем. Основатель – Боэций (480-524).
Фома Аквинский (1225-1274), систематизировал теологическое учение, создав философскую концепцию, ставшую официальной католической идеологией.
Четко провел грань между верой и знанием, религией и наукой. Религия обретает знание в откровениях. Наука способна логическим путем доказать истинность откровений. Это и есть цель науки.
Знание о Боге – знание двух порядков: 1) доступное каждому; 2) недоступное простому человеческому разуму.
Осн. принцип теологии – предпочтительность веры над разумом. Гл. тезис «Верую, потому что абсурдно». Истина одна – это Бог.
Реализм – общие понятия существуют объективно, независимо от познающего их ума. Универсалии – некие духовные сущности или прообразы единичных вещей.
Номинализм – реально существуют только единичные понятия, а общие понятия – имена создает познающий их субъект путем абстрагирования признаков.