Ограждающие и опасные изолинии

Назначение ограждающих и опасных изолиний состоит в том, чтобы предостеречь судно от навигационных опасностей, расположенных в непосредственной близости к намеченному пути. В практике судовождения пользуются такими ограждающими изолиниями, которые можно просто, с необходимой частотой получить из наблюдений на ходу судна и тем самым контролировать его положение относительно ограждаемой опасности.

Чаще всего в качестве ограждающих изолиний используют изолинии пеленга и расстояния.

Опасный или ограждающий пеленг используется чаще других изолиний вследствие простоты и возможности наблюдать его практически непрерывно с помощью пеленгатора.

Ориентиры для пеленгования избираются в расстояниях, не превышающих дальность видимости. Поэтому соответствующая пеленгу изолиния прокладывается на путевой МНК в виде прямой линии от ориентира.

На рис. 36.3 показан принцип использования опасного пеленга.

Рис. 36.3. Опасный или ограждающий пеленг

Судно должно пройти участок узкости от т. К до т. К 1. На путевой МНК проложен путь суда КСDК 1. Участок пути КС проложен по линии створа F. В т. С судно должно изменить курс вправо и на участке СD пройти в безопасном расстоянии от отмели острова F и отмели Р. Для того чтобы чисто обогнуть отмель Р, судно не должно начинать поворот вправо раньше, чем оно достигнет линии ограждающего эту опасность пеленга ВА на ориентир А.

Поворот на участок пути 1 должен быть совершен настолько заблаговременно, чтобы после окончания поворота судно не пересекло опасный пеленг ЕА, ограждающий навигационную опасность R. Курс судна на этом участке до прохода опасности также не должен пересекать этот ограждающий пеленг ЕА.

На участке КС линия створа является не только линией пути судна, но одновременно служит и ограждающей навигационную опасность Р изолинией. Поэтому уход судна с линии створа вправо до пересечения судном ограждающего пеленга ВА недопустим.

Ограждающее или опасное расстояние используется при наличии в районе плавания ориентиров, расстояния до которых могут быть измерены имеющимися средствами.

Рис. 36. 4. Ограждающее или опасное расстояние

Если судну нужно пройти по линии пути КК 1 (рис. 36.4) вблизи навигационной опасности F, то для обеспечения безопасности следует использовать ориентир А, расположенный поблизости. Для этого из точки А – места ориентира как из центра проводят окружность радиуса R = DОП, ограничивающую с некоторым запасом опасность F.

Проход судна будет безопасным, если часто или непрерывно измеряемое с судна расстояние до ориентира А не будет меньше расстояния DОП. Расстояние может измеряться при помощи различных приборов или инструментов, имеющихся на судне. Чаще всего это расстояние измеряют с помощью РЛС.

В некоторых случаях измерение расстояния до ориентира может быть выполнено измерением его вертикального угла, если высота ориентира известна. В этом случае вертикальный угол рассчитывается по формуле (36.1) или выбирается из табл. 29 "МТ-75" (табл. 2.7 "МТ-2000").

(36.1)

В дальнейшем при следовании вблизи опасности необходимо следить за изменением вертикального угла ориентира А. Пока угол α ′ остается меньше рассчитанного, судно проходит чисто относительно опасности. Если угол α ′ стал равным рассчитанному, это означает, что судно вышло на опасное расстояние и следует принять необходимые меры предосторожности. Такой вертикальный угол называют вертикальным ограждающим или опасным углом.

Понятие о нанесении ограждающей изолинии с некоторым запасом означает такое расстояние от неё до опасности, которое позволит данному судну совершить необходимый маневр в случае погрешности в счислении, обнаруженной при пересечении ограждающей изолинии.

По аналогии с опасным пеленгом, расстоянием и углом очень часто в навигационной практике прибегают к опасной или ограждающей изобате.

Рис. 36.5. Опасная или ограждающая изобата

При подходе к берегам, островам, рейдам и т.д. показания эхолота предостерегают судоводителя от опасности захода за ограждающую изобату, численное значение которой зависит от конкретных навигационных условий, осадки, скорости хода и курса судна.

Если ограждающей (опасной) изобатой принята изобата 20 м нужно рассчитать значение глубины по данным эхолота (Нэ) пользуясь формулой (36.2), и в процессе плавания по ЛЗП (КК 1) не допускать, чтобы значение глубины с самописца или указателя эхолота превысили рассчитанное значение Нэ.

(36.2)

где Нк – глубина с карты (20м);

Т – осадка судна;

Δ Нυ – поправка на распространение звука в воде;

Δ Нпр – поправка за прилив (для приливных морей).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: