Тема 13. Методология и методика

социологического исследо­вания

Социоинженерная деятельность.

Особенность преподавания данной темы в дисциплины социологии. Исследование как форма научной деятельности. Принципы организации социологического исследования. Единство теоретического и эмпирического в социологическом исследовании. Программа социологического исследования. Методы сбора и анализа эмпирической информации. Измерение социальных процессов. Выборочный метод в социологическом исследовании. Организа­ция социологического исследования.

Особенности социальных проблем и способы их выявления. Комплексный подход в анализе и решении социальных проблем и роль социолога. Виды социоинженерной деятельности.

Моделирование социальных процессов. Формы и принципы диагностики, прогнозирования и проектирования социальных процессов, систем, управленческих стратегий. Построение мони­торинга социальных процессов.

Организация социологической исследовательской практики студентов.

Примерная тематика рефератов и курсовых работ:

1. Программа курса социологической дисциплины (по выбору).

2. План лекции по социологической дисциплине (по выбору).

3. План семинарского занятия по социологической дисципли­не (по выбору).

4. План занятия практикума по социологической дисциплине (по выбору).

5. Разработка теста проверки знаний студентов по социологи­ческой дисциплине (по выбору).

6. Рецензирование методических достоинств и недостатков учебника по социологической дисциплине (учебник по выбору).

7. Рецензирование методических достоинств и недостатков лек­ции по социологической дисциплине (дисциплина и тема лекции по выбору).

8. Рецензирование методически достоинств и недостатков се­минарского занятия по социологической дисциплине (тема заня­тия и дисциплина по выбору).

9. Учебное пособие по теме в курсе социологической дисцип­лины (дисциплина и тема по выбору).

10. Электронное учебное пособие по теме в курсе социологи­ческой дисциплины (дисциплина и тема по выбору).

11. Методы организации групповой дискуссии в ходе семи­нарского занятия.

12. Развитие техники и искусства публичной речи преподава­теля.

13. Методические рекомендации по организации научно-ис­следовательской работы студентов.

14. Дистанционные формы обучения в преподавании курса со­циологических дисциплин.

15. Особенности преподавательской работы как профессии.

16. Программа как основной методический документ препода­вания учебной дисциплины. Основные требования к разработке учебной программы.

17. Методические особенности построения и принципы пользо­вания учебниками и учебными пособиями.

18. Пафос, логос, это с как основания риторики. Основные пра­вила риторики и гомилетики.

19. Методические средства развития голоса и публичной рече­вой практики.

20. Лекция как форма обучения. Виды лекций и их особенности.

21. Семинарское занятие как форма обучения. Виды семинарс­ких занятий и их особенности.

22. Методические принципы и приемы ведения групповой по­лемики.

23. Типы вопросов, их постановка и обсуждение в ходе дискуссии.

24. Игротехнические технологии в семинарском занятии.

25. Организация интерактивных телеконференций с помощью Интернет.

26. Планирование самостоятельной работы студентов.

27. Методика конспектирования и реферирования учебной и другой литературы.

28. Курсовая и дипломная, магистерская работа: методичес­кие принципы и учебные требования при их организации, прове­дении и защите.

29. Практикум по социологии, его роль, методическое обеспе­чение и формы организации.

30. Особенности методического обеспечения форм факульта­тивных занятий.

31. Формы контроля учебных занятий и аттестации уровня подготовки студентов.

32. Тестирование уровня подготовки студентов по социологи­ческим дисциплинам.

33. Методика организации экзамена и зачета.

34. Методические особенности преподавания теоретико-мето­дологического введения в курс социологии.

35. Методические особенности преподавания раздела «Соци­альные структуры. Социальные нормы. Общественные институты».

36. Методические особенности преподавания раздела «Куль­тура в развитии общества и человека».

37. Методические особенности преподавания раздела «Соци­альные отношения и социальные процессы; формы их регуляции».

38. Методические особенности преподавания раздела «Мето­дология и методика социологического исследования».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: