double arrow

Каталог общих моральных норм

Может ли критический этический разум обнаружить какие-либо prima facie общие принципы, которые выходят за границы культурной относи-тельности и применимы ко всем людям, независимо от того, на какой ступени культурного развития они находятся? Существуют ли какие-либо этические принципы, которые мы можем считать объективно истинными, независимо от того, существует ли провозгласивший их обязательность Бог? Я полагаю, что такие принципы существуют и являются столь фундаментальными для человеческого общения, что могут быть охарактеризованы как «общие моральные нормы». Фактически, все человеческие культуры пришли к признанию их значимости, поскольку они приняли эти моральные требования как необходимые для групповой солидарности и выживания. Индивиды, которые твердо придерживаются их, достойны похвалы и благодарности, а те, кто пренебрегает ими или нарушает их, осуждаются и обвиняются в аморализме, безнравственности или злонамеренности.

Констатация того, что определенные формы поведения являются подобающими, надлежащими или должными, а другие – непристойными, неприличными и даже презираемыми, не является субъективным капризом или выражением предрассудка. Напротив, я думаю, они являются функцией уровня морального развития, которое имеет транснациональное культурное измерение. В человеческом поведении все еще сохраняются широкие различия, продолжаются многочисленные споры о том, что считать подобающим или неподобающим поведением, происходят большие изменения во взглядах на мораль. Тем не менее, существует ядро принципов, которые мы признаем обязательными. Мы можем применять определение общие к этим «правилам» лишь постольку, поскольку мы говорим о наиболее фундаментальных и широко распространенных принципах, одновременно не признавая этого качества за многими другими слоями моральных принципов, открытых для дальнейшего критического исследования. Я больше склонен употреблять определение моральный, чем этический, поскольку полагаю, что, безусловно, существуют основные моральные принципы, которые должны регулировать отношения между цивилизованными индивидами и которые глубоко проникли в социальные традиции. Они поддерживаются привычкой и обычаем, выполняют функции закона и даже считаются священными в рамках различных религиозных воззрений.

Хотя моральные принципы не получены нами из некоего трансцендент-ного источника, они рассматриваются как божественное откровение именно потому, что являются фундаментальными для человеческого сообщества. Тот факт, что они переведены на теологический язык, символизирует высокую степень их почитания. Тем не менее, они•могут быть познаны аутентичным образом и обладать объективными основаниями. Эти принципы могут быть обоснованы в ходе рационального дискурса и основаны на практической этической мудрости. Они выражают мудрость человечества и могут быть открыты каждым, кто вкусит плода с дерева познания добра и зла. Интересно, что теисты и гуманисты разделяют одни и те же общие моральные правила, поскольку люди разных убеждений наследуют общую мудрость, даже если они и не соглашаются друг с другом в вопросах о последних основаниях морали.

Предлагаемый мною каталог моральных принципов не должен рас-сматриваться как шкала восходящих или нисходящих приоритетов. Порядок расположения этих принципов выбран ради простого удобства; в той или иной определенной ситуации один или даже несколько из них могут быть предпочтительнее других. Они должны интерпретироваться скорее как общие правила поведения, а не как абсолютные и универсальные заповеди, что не ослабляет их обязательной силы. Разумная моральная личность может признавать их значение в неменьшей степени, чем человек, упоенный верой в Бога. Важно, что мы их ясно представляем, поскольку этическая философия должна быть не метатеоретическим и абстрактным упражнением, а иметь нормативное значение. Это особенно важно для гуманизма, стремящегося составить каталог моральных правил для того, чтобы противостоять необоснованным обвинениям в отсутствии у него моральных принципов.

Моральные принципы касаются нашего отношения к людям, живущим в обществе. Они не имеют столь большого значения для отшельников, живущих в одиночестве в пещере или на пустынном острове. Некоторые из моральных принципов могут быть отчасти применены к отдельным видам животных, поэтому имеет смысл говорить и о правах животных. Хотя моральные принципы являются формами социального поведения, они должны быть структурированы внутри характера индивида, если хотят обладать хоть какой-нибудь действенностью или силой.

Эти принципы частично совпадают друг с другом, а некоторые из них являются подвидами других. Тем не менее, важно, чтобы каждый из них был определен и классифицирован в отдельности. Каталог не должен рассматри-ваться как исчерпывающий или полный. Без сомнения, к нему могут быть добавлены и другие принципы, но изложенное ниже составляет, по крайней мере, основу этического поведения и выбора.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: