Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 41

5. Подготовка артикуляционной базы звука проводится
при помощи специальной артикуляционной гимнастики.

Эта гимнастика постоянно сочетается с развитием речевого дыхания ребенка.

В системе упражнений по развитию артикуляционного праксиса главным должно быть использование физиологи­ческого взаимодействия мышечных групп речевого аппара­та, т. е. их взаимосвязанности и взаимозависимости.

Следует избегать грубых артикуляционных упражнений, не являющихся основой артикуляции каких-либо звуков (высовывание языка, отведение высунутого языка на верх­нюю губу и т. п.), так как они никак не соответствуют про­извольным движениям, необходимым для закрепления ар­тикуляций отдельных звуков.

Тренируются движения, необходимые для произнесения того или иного звука, причем нужно следить, чтобы ребенок выполнял показанное движение легко, без напряжения, так как напряжение может иррадировать на другие группы мышц речевого аппарата.

Дополнительные артикуляционные упражнения можно применять только в строго дифференцированном плане и только в необходимых случаях. Все они должны быть есте­ственными, физиологичными и выполняться ребенком без особого напряжения. Чаще всего они применяются в случа­ях комбинированных расстройств. Так, в случаях тяжелых дизартрии, которые могут сопутствовать ринолалии, приме­няется массаж и механическая помощь для развития дви­жения необходимых групп мышц, тренируются движения для преодоления односторонней слабости языка и т. д. Уп­ражнения строго дифференцируются с учетом необходимос­ти и полезности каждого из них. Итак, при проведении гим­настики артикуляционного аппарата следует обращать внимание на то, что все тренируемые движения должны слу­жить формированию определенных артикуляционных укла­дов речевых звуков.

6. При вызывании звука первоначально внимание ребен­
ка направляется на его артикулему; не следует фиксировать
внимание ребенка на звуке с привлечением слухового конт­
роля
для того, чтобы его старая привычная артикуляция не
мешала закреплению вновь появившегося правильного про-


42 А. Г. Ипполитова

изношения. Ребенок не должен знать заранее, над произно­шением какого звука он работает.

7. Правильные речевые навыки закрепляются логопедом и лишь частично — родителями под руководством логопеда.

На первых 10—15 занятиях контроль за формированием правильных речевых навыков осуществляется только лого­педом, т. е. ребенок не получает заданий на дом.

После того как артикуляции окажутся усвоенными, вво­дится буквенное обозначение звуков: речевой материал, про­работанный на занятиях с логопедом, можно закреплять на самостоятельных занятиях под контролем родителей.

После закрепления произношения отдельных звуков про­водится их автоматизация в словах и фразах, которые ребе­нок произносит под контролем логопеда.

Объем речи на занятиях постепенно расширяется, услож­няясь до контекстной речи, и окончательные речевые навыки закрепляются в форме диалога в новых для ребенка условиях.

В соответствии с изложенными принципами нами разра­ботана методика обучения правильной речи больных с ри-нолалией в дооперационный и послеоперационный периоды. Система занятий, изложенная в методике, оправдала себя в практической работе. Она проста и физиологична, не уто­мительна для ребенка, значительно облегчает труд логопе­да и сокращает срок логопедических занятий.

В основу работы положены занятия по формированию правильного речевого дыхания и одновременного построе­ния правильных артикул ем.

Логопедическая работа в дооперационном периоде

Дооперационное логопедическое воздействие при откры­той ринолалии до недавнего времени почти не применялось, о возможности его применения говорилось очень осторож­но. Занятия проводились в основном с оперированными боль­ными. При операции анатомический дефект частично или полностью устраняется, но нужного эффекта для речи чаще всего не возникает.

Поздние сроки осуществления операции уранопластики, недостаточная эффективность ее влияния на совершенство-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: