Основные принципы логопедической работы при открытой ринолалии 43

вание речи, длительность логопедического воздействия пос­ле операции и ряд других причин привели к необходимости пересмотра сроков логопедического воздействия после опе­рации и заставили искать плодотворные пути логопедичес­кой работы до операции.

Если исходить из того, что дефект речи при ринолалии обусловлен не только наличием расщелины, но и неправиль­ным положением языка в полости рта и нарушением взаи­модействия мышц всего артикуляционного аппарата, то можно предположить, что компенсация двух последних де­фектов (неправильного положения языка в полости рта и нарушения взаимодействия мышц артикуляционного аппа­рата) возможна до операции и обеспечит предпосылки для улучшения речи.

Таким образом, еще до операции можно создать предпосылки для формирования правильной речи. Логопедическое воздействие в дооперационном периоде осуществляется в условиях наличия анатомического дефекта у больных, часто имеющих также определенные психологические особенности.

Поэтому в работе учитываются формирование правильной речи и коррекция развития личности.

Формирование правильной речи (работа над произноше­нием) у ринолалика складывается из воспитания направлен­ного ротового выдоха в сочетании с одновременным созда­нием полноценных артикулем речевых звуков. Процесс логопедического воздействия делится на два периода.

Подготовительный период.

Основная цель занятий этого периода — формирование правильного речевого дыхания параллельно с освоением ар­тикулем.

Период можно условно разделить на два этапа:

а) формирование речевого дыхания при дифференциации
вдоха и выдоха через нос и рот;

б) формирование длительного ротового выдоха при реа­
лизации артикулем гласных звуков (без включения голоса)
и фрикативных глухих согласных звуков.

А. Формирование речевого дыхания. Формирование рече­вого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребен­ком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается


44 А. Г. Ипполитова

формированием только длительного ротового выдоха. (I этап работы).

В основе предлагаемой системы работы — использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.

Наиболее продуктивным для формирования правильной речи является диафрагмальное (нижнереберное) дыхание.

В начале обучения необходимо определить вид физиоло­гического дыхания ребенка, положив свою ладонь на боко­вую поверхность выше его талии. Если дыхание ребенка нижнереберное, логопед приспосабливает свое дыхание к ритму его дыхания и начинает работу. Если же у ребенка верхнеключичное или грудное дыхание, следует попытать­ся вызвать нижнереберное дыхание по подражанию. Для этого можно приложить ладонь ребенка к себе на бок и про­верить своей ладонью его дыхание. Ребенок, ощущая при вдохе движение ребер логопеда и подражая ему, переключа­ется на нижнереберное дыхание.

С появлением правильного спокойного дыхания при зак­рытом рте можно переходить к дифференциации ротового и носового дыхания. Необходимо объяснить ученику, что су­ществуют различные виды вдоха и выдоха и их сочетания: при закрытом рте вдох и выдох происходят через нос; при открытом рте возможны различные сочетания вдоха и вы­доха. После такого объяснения ребенку предлагается проде­лать конкретные дыхательные упражнения.

Цель этих упражнений — в процессе разучивания различ­ных видов вдоха и выдоха закрепить диафрагмальный вдох и постепенный спокойный выдох. Кроме того, эти упражне­ния закладывают основы ритма речевого дыхания с паузой после вдоха. Формирование речевой паузы при дыхании про­исходит спонтанно, так как ребенок задерживает выдох, об­ращая внимание на то, как нужно осуществить выдох: че­рез нос или рот при переходе от вдоха к выдоху. При дальнейшем обучении произношению гласных и согласных звуков эта пауза будет постепенно увеличиваться и закреп­ляться. А с переходом к слоговым сочетаниям, словам и фра­зам она полностью нормализуется, что обеспечит правиль­ное речевое дыхание.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: