артикуляционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого нёба; проводится массаж при мышечном напряжении в области рта, носа и щечно-скуловой области.
Ребенок 3,5—4 лет готов к систематическим занятиям с логопедом независимо от того, была ли у него проведена пластика нёба или нет.
Если возможность заниматься с логопедом отсутствует, родители самостоятельно выполняют следующие задания.
Упражнения для опускания корня языка и укрепления кончика:
— широкий язык спокойно лежит на нижней губе «ло
паткой»;
— поворот языка вправо — влево к уголкам губ, челюсть
неподвижна;
— поворот языка в стороны до упора кончика языка в каж
дую сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна;
— покусывание языка зубами по всей его поверхности,
постепенно высовывая его и снова втягивая;
— вылизывание тарелок всей поверхностью языка;
— облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;
— рот открыт, движение широкого языка по нёбу к верх
ним зубам и назад к глотке;
— слизывание капель кончиком языка вогнутой поверх
ности ложек;
|
|
— почесывание кончика языка о верхние зубы;
— пересчитывание зубов, упираясь в каждый;
— проталкивание языка сквозь стиснутые зубы.
Упражнения для губ и щек:
— надувание обеих щек одновременно;
— надувание щек попеременно;
— втягивание щек в ротовую полость между зубами;
— «улыбка» — губы улыбаются так, что видны верхние и
нижние зубы;
— губы вытягиваются вперед трубочкой;
— опускание и поднятие (поочередное и одновременное)
верхней и нижней губ;
— удержание мелких предметов губами;
— выплевывание губами семечек, риса, гороха;
— выплевывание подобных предметов зубами с кончика
языка.
98_____________________ ^^^______________ Т. В. Волосовец
Упражнения для нижней челюсти:
— открывание и закрывание рта — плавно и медленно
открывать и закрывать рот под счет 5; кончик языка нахо
дится у нижних зубов;
— опускание нижней челюсти;
— имитация жевания;
— движение нижней челюсти вправо — влево.
Активизация мышц мягкого нёба и глотки:
— позевывание;
— глотание капелек воды, слюны;
— полоскание горла;
— резко, отрывисто произносить: а — а — а, э — э — э,
аэ — аэ — аэ, эа — эа — эа.
Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (выполняются с закрытым ртом):
— опускание головы вниз;
— запрокидывание головы назад;
— поворот головы вправо — влево;
— наклоны головы вправо — влево;
— руки в замок на затылке, отклонение головы назад
с сопротивлением рук;
— сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, накло
ны головы вперед с сопротивлением рук;
— ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротив
лением рук;
|
|
— доставание мягкого нёба кончиком языка.
Одновременно с артикуляционными упражнениями проводится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обучить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увеличить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и уменьшается носовой оттенок голоса.
Сначала ребенка надо обучить направленному дутью. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из глотки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребенок слегка высовывает кончик языка между губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут вперед, а кончик высунут минимально, что вынуждает сильнее напрягать губы и создает более тонкие движения. Упражнение повторяют 6—8 раз подряд 3—4 раза в день.