Воспитание и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 97

артикуляционного аппарата: губ, щек, нижней челюсти, мягкого нёба; проводится массаж при мышечном напряжении в области рта, носа и щечно-скуловой области.

Ребенок 3,5—4 лет готов к систематическим занятиям с логопедом независимо от того, была ли у него проведена пла­стика нёба или нет.

Если возможность заниматься с логопедом отсутствует, родители самостоятельно выполняют следующие задания.

Упражнения для опускания корня языка и укрепления кончика:

— широкий язык спокойно лежит на нижней губе «ло­
паткой»;

— поворот языка вправо — влево к уголкам губ, челюсть
неподвижна;

— поворот языка в стороны до упора кончика языка в каж­
дую сторону щеки, рот открыт, челюсть неподвижна;

— покусывание языка зубами по всей его поверхности,
постепенно высовывая его и снова втягивая;

— вылизывание тарелок всей поверхностью языка;

— облизать верхнюю губу широким языком сверху вниз;

— рот открыт, движение широкого языка по нёбу к верх­
ним зубам и назад к глотке;

— слизывание капель кончиком языка вогнутой поверх­
ности ложек;

— почесывание кончика языка о верхние зубы;

— пересчитывание зубов, упираясь в каждый;

— проталкивание языка сквозь стиснутые зубы.
Упражнения для губ и щек:

— надувание обеих щек одновременно;

— надувание щек попеременно;

— втягивание щек в ротовую полость между зубами;

— «улыбка» — губы улыбаются так, что видны верхние и
нижние зубы;

— губы вытягиваются вперед трубочкой;

— опускание и поднятие (поочередное и одновременное)
верхней и нижней губ;

— удержание мелких предметов губами;

— выплевывание губами семечек, риса, гороха;

— выплевывание подобных предметов зубами с кончика
языка.


     
 
 
   


98_____________________ ^^^______________ Т. В. Волосовец

Упражнения для нижней челюсти:

— открывание и закрывание рта — плавно и медленно
открывать и закрывать рот под счет 5; кончик языка нахо­
дится у нижних зубов;

— опускание нижней челюсти;

— имитация жевания;

— движение нижней челюсти вправо — влево.
Активизация мышц мягкого нёба и глотки:

— позевывание;

— глотание капелек воды, слюны;

— полоскание горла;

— резко, отрывисто произносить: ааа, эээ,
аэаэаэ, эаэаэа.

Упражнения для активизации мышц шеи, гортани (вы­полняются с закрытым ртом):

— опускание головы вниз;

— запрокидывание головы назад;

— поворот головы вправо — влево;

— наклоны головы вправо — влево;

— руки в замок на затылке, отклонение головы назад
с сопротивлением рук;

— сжатые в кулак кисти подпирают подбородок, накло­
ны головы вперед с сопротивлением рук;

— ладони к ушам, наклоны головы в стороны с сопротив­
лением рук;

— доставание мягкого нёба кончиком языка.

Одновременно с артикуляционными упражнениями про­водится дыхательная гимнастика. Ребенка необходимо обу­чить диафрагмальному дыханию, которое позволяет увели­чить жизненный объем легких, регулировать скорость выдоха диафрагмой, благодаря чему он удлиняется и умень­шается носовой оттенок голоса.

Сначала ребенка надо обучить направленному дутью. У детей, заменяющих дутье усиленным выдохом из глот­ки, вызывают нужное движение от поплевывания. Ребенок слегка высовывает кончик языка между губами, а затем старается выплюнуть его. Язык при этом продвинут впе­ред, а кончик высунут минимально, что вынуждает силь­нее напрягать губы и создает более тонкие движения. Уп­ражнение повторяют 6—8 раз подряд 3—4 раза в день.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: