Воспитание и развитие речи у детей с расщелинами губы и нёба 101

проводится дыхательная, вокальная, артикуляционная
гимнастика;

— массаж нёба (ребенок кончиком языка проводит от каж­
дого зуба вглубь по нёбу и назад к зубам надавливающим и
разглаживающим движением, такое же движение по нёбу
из стороны в сторону).

Все задания выполняются без защитной пластинки 2—3 раза в день по 5—7 минут.

По выписке из стационара необходимо дать ребенку от­дохнуть от больничной обстановки в течение месяца, но все рекомендации, данные логопедом, выполнять. Через месяц систематические занятия возобновляются. <...>

После операции постановка речи занимает от 2—4 ме­сяцев до 1—2 лет в зависимости от вида расщелины, ре­зультатов операции, эффективности дооперационных занятий, способностей ребенка, результатов ортодонтичес-кого лечения и ответственности родителей. Взрослые дол­жны обязательно присутствовать на занятиях, запоминать все указания логопеда и дома ежедневно заниматься с ре­бенком.

Встречается, что после проведенного хирургического, ор-тодонтического лечения, коррекционных занятий с логопе­дом речь восстанавливается, но присутствует специфический оттенок: ребенок как бы посипывает носом во время произно­шения. Можно также заметить движения крыльев носа, а при поднесении зеркала к носовым ходам — запотевание. Такое явление называют носовой эмиссией — выходом воздуха че­рез нос в процессе речи. Происходит это при анатомической или функциональной недостаточности нёбно-глоточного смы­кания, из-за отсутствия контроля за произношением или из-за недостаточной разработки мышц мягкого нёба, боковых и задней стенок глотки. Приемы устранения носовой эмиссии включают:

— артикуляционную гимнастику (активизация мышц
мягкого нёба, глотки, шеи, гортани);

— дыхательная гимнастика (диафрагмальное дыхание,
послоговая дыхательная гимнастика);

— фонопедические (голосовые) упражнения:

а) вдох носом, на выдохе петь ПАПЭ ПИ ПО п У...


102 Т. В. Волосовец

б) четкое произношение слогов НЫ1А, НЬПЭ, НЫ10,
НЬПЫ, НЫ1У...
(используются все согласные алфавита, пос­
ледовательность гласных остается в том же порядке);

в) голосовые двигательные упражнения — произношение
двусложных слов:

фипвипфэпвэп фивпипфэвпэп

фибсипфэбсэп фисбипфэсбэп <...>

Рекомендуются упражнения для губ, которые помогают детям обращать больше внимания на рот: просить детей раз­говаривать через дырочки в бумаге, через трубочку, бахрому бумажных усов. Это активизирует внимание ребенка к пра­вильному речевому ротовому выдоху.

Таким образом, все вышеперечисленные рекомендации и упражнения родители выполняют после их консультации в Центре врожденной патологии.

Волосовец Т. В. Методические рекомендации для ро­дителей. — М., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: