Формирование системы управления бюджетированием

Внедрение бюджетирования на предприятии предполагает построение четкой системы отношений между различными уровнями управления, документооборота и распределения функций, что обуславливает необходимость регламентации всех сторон системы бюджетирования. Эффективное формирование системы бюджетирования предлагается основывать на разработке так называемого Бюджетного кодекса – основного документа, который должен включать основные управленческие принципы, процедуры и механизмы, действующие в организации, интегрируя их в единую систему управления на базе методов бюджетирования. Например, кодекс может регулировать вопросы оплаты труда, когда Положение об оплате труда и премировании является его составной частью как ориентированное на идеологию бюджетирования.

Таким образом, Бюджетный кодекс выступит основным документом в системе внутреннего документооборота, регламентирующего финансово-хозяйственную деятельность ООО «Бест Транспорт Проджект». Его преимущество в комплексности подхода к управлению предприятием с использованием инструментов планирования, анализа, прогнозирования и реинжиниринга. Сложность и разветвленность структуры управления компанией требует четкой регламентации внутрибюджетных отношений.

Бюджетный кодекс предприятия регламентирует вопросы бюджетной системы (ее принципы и структуру, доходы и расходы), бюджетного процесса (порядок составления, рассмотрения, утверждения, корректировки и исполнения бюджетов). За основу Бюджетного кодекса ООО «Бест Транспорт Проджект» может быть принята структура, приближенная к одноименному правовому акту, регулирующему бюджетные отношения в России («Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 № 145-ФЗ). В Бюджетном кодексе компании должны быть четко определены содержание, форма и порядок заполнения всех документов (сметы, бюджеты, отчеты и т.д.), что облегчит процесс внедрения бюджетирования. В целях бесперебойного и эффективного функционирования системы необходимо четкое указание сроков и ответственности руководителей подразделений по составлению и исполнению бюджетов.

Рассмотрим структуру Бюджетного кодекса компании (табл. 3.1).

Таблица 3.1

Предлагаемая структура Бюджетного кодекса ООО «Бест Транспорт Проджект»

Наименование раздела Содержание
Раздел 1. Общие положения понятия и термины, применяемые в Кодексе; цели и задачи системы бюджетирования; сущность внутрибюджетных отношений предприятия; место Кодекса в системе регламентирующих документов предприятия.
Раздел 2. Бюджетная система предприятия
Глава 1. Принципы бюджетной системы принцип единства бюджетной системы; принцип разграничения доходов и расходов между уровнями системы; принцип сбалансированности бюджета; принцип эффективности и экономности освоения бюджетных средств; принцип достоверности бюджета; принцип адресности и целевого характера бюджетных средств; принцип безусловного распоряжения экономией фонда оплаты труда.
Глава 2. Структура бюджетной системы. финансовая структура предприятия; бюджет подразделения; бюджет по виду деятельности; сводный бюджет; автоматизированные системы управления бюджетным процессом
Глава 3. Доходы и расходы бюджет виды доходов и расходов бюджета; доходы и расходы подразделений (центров финансовой ответственности); классификация расходов по способу отнесения на себестоимость.
Раздел 3. Бюджетный процесс
Глава 4. Участники бюджетного процесса центры ответственности, их полномочия; службы, ответственные за составление бюджета; главный распорядитель финансовых ресурсов
Глава 5. План продаж назначение, содержание, форма плана продаж; управленческая отчетность по исполнению плана продаж; ответственные службы.
Глава 6. План производства назначение, содержание, форма производственной программы; порядок согласования планов продаж и производства; ответственные службы
Глава 7. Сметы предприятия сметное планирование как основа бюджетирования; смета расходования материальных и энергетических ресурсов; смета трудовых ресурсов; смета остатков материальных оборотных средств; службы, ответственные за подготовку смет, порядок корректировки смет
Глава 8. Оплата труда принципы определения заработной платы в системе бюджетирования; полномочия руководителей подразделений в распределении бюджета оплаты труда; порядок и нормативы установления уровня минимальной и дополнительной заработной платы, параметры системы участия в прибыли
Глава 9. Бюджет подразделения формирование бюджетов центров финансовой ответственности; порядок рассмотрения и утверждения бюджета ЦФО; оформление недофинансирования бюджета ЦФО во внутренний долг предприятия перед ЦФО
Глава 10. Бюджет по видам деятельности определение видов деятельности в целях бюджетирования; формирование и утверждение бюджетов по видам деятельности; порядок перераспределения расходов бюджетов между ЦФО
Глава 11. Операционные и функциональные бюджеты виды операционных и специальных (функциональных) бюджетов; принципы формирования на основе консолидации бюджетов подразделений и бюджетов по видам деятельности; применение балансового метода при формировании и сверке бюджетов
Глава 12. Сводный бюджет предприятия -структура, порядок рассмотрения и принятия сводного бюджета; система ключевых показателей эффективности деятельности предприятия; трансформация планового и фактического сводного бюджета в МСФО; порядок корректировки бюджета в процессе текущего исполнения
Глава 13. Бюджет доходов и расходов (план прибылей и убытков) формирование, формат/статьи бюджета доходов и расходов; источники покрытия дефицита бюджета; направления расходования профицита бюджета; службы, ответственные за формирование бюджета доходов и расходов
Глава 14. Бюджет движения денежных средств (кассовый бюджет) формирование, формат/статьи кассового бюджета; принцип безусловного покрытия платежей поступлениями; принцип полного финансирования защищенных статей бюджета; принцип совмещения доходов/расходов во времени (платежный календарь); порядок распределения сверхбюджетных денежных поступлений; порядок финансирования защищенных статей бюджета; службы, ответственные за формирование и исполнение бюджета
Глава 15. Расчетный управленческий баланс принципы и структура управленческого баланса; порядок формирования и принятия управленческого баланса
Глава 16. Фонд обеспечения рисков (страховой бюджет) назначение страхового бюджета; формирование доходов страхового бюджета, нормативы отчислений; порядок использования средств страхового бюджета
Глава 17. Исполнение бюджетов принцип единства кассы; исполнение бюджетов по доходам и по расходам; исполнение бюджетов центров финансовой ответственности; исполнение бюджетов по видам деятельности; корректировка бюджетных показателей в ходе исполнения бюджета; права и обязанности органов, ответственных за исполнение бюджетов
Глава 18. Управленческий учет и отчетность принципы построения управленческого учета; состав, виды, формы, порядок предоставления управленческой отчетности; план счетов управленческого учета, кодификатор финансовой структуры
Глава 19. Финансовый контроль формы финансового контроля; службы, осуществляющие финансовый контроль, регламент их работы
Глава 20. Органы управления бюджетным процессом полномочные органы управления бюджетным процессом; функции, права и обязанности полномочных органов; состав, регламент работы Бюджетного комитета
Глава 21. Ответственность за нарушение Бюджетного кодекса меры, применяемые к нарушителям Кодекса; основания применения мер за нарушение Кодекса: грубое нарушение основных принципов Кодекса; нецелевое использование денежных средств, заложенных в бюджете; недофинансирование получателей средств по утвержденному бюджету; несвоевременное предоставление отчетов по исполнению бюджета; несвоевременное предоставление плановой информации (смет, бюджетов ЦФО) для формирования сводного бюджета; сокрытие доходов/расходов от главного распорядителя средств; несвоевременное принятие мер по корректировке бюджета в случае возникновения обстоятельств, способных привести к финансовому кризису и требующих срочных мер по его предотвращению; недофинансирование защищенных статей бюджета.
Заключительные положения сроки действия; порядок внесения изменений и дополнений

Рассмотрим некоторые положения предлагаемой структуры Бюджетного кодекса ООО «Бест Транспорт Проджект», имеющие большое значение для эффективного управления организацией.

Главой 1 раздела 2 определяются основные принципы бюджетной системы. Так, на снижение риска потери ликвидности направлен принцип сбалансированности бюджета. Бюджетным регламентом может быть определено безусловное условие соответствия фактически осуществляемых расходов степени исполнения доходной части бюджета для оперативного управления денежными потоками.

Главой 2 Кодекса определяется структура бюджетной системы. Одной из особенностей является применение трехуровневой системы составления бюджета: бюджет подразделения бюджет по видам деятельности — сводный бюджет.

Применение данной системы позволяет оптимально распределить ответственность по формированию и исполнению бюджета.

Для того, чтобы любые проблемы в компании можно было своевременно предупредить или устранить сразу после их появления, необходима система достоверных показателей, позволяющая оценить эффективность работы компании в целом. Структура таких показателей может быть определена в рамках системы бюджетирования (глава 12 Кодекса) и основана на использовании информационного поля и механизмов бюджетного процесса для своевременного отслеживания состояния внешней и внутренней среды компании.

Принципиальным является финансирование жизненно важных расходов. Главой 14 Кодекса определены защищенные статьи бюджета и порядок их финансирования. Обычно к ним относятся заработная плата основного и вспомогательного производственного персонала, платежи за энергоресурсы, налоги, погашение кредитов и расходы, которые могут вызвать резкий спад или остановку производственно-финансовой деятельности компании. В условиях дефицита финансовых ресурсов данные статьи должны иметь приоритет в оплате.

Одним из механизмов управления финансами предприятия является создание страхового бюджета, или фонда обеспечения рисками (глава 16 Кодекса). Основные задачи страхового бюджета обеспечение устойчивости финансовой системы в условиях нестабильности финансово-хозяйственной деятельности, снижение риска потери ликвидности, формирование резерва на возможные аварийные и форс-мажорные ситуации.

Формат такого Бюджетного кодекса соответствует всем тактическим и стратегическим целям развития предприятия. Но данный бюджет только регламентирует сам процесс бюджетирования, а вот формирование бюджетных показателей должно быть основано на других документах, которые являются обязательными приложениями к Бюджетному кодексу. В частности к нм можно и целесообразно отнести:

1. Алгоритм процесса планирования на основе метода бюджетирования.

2. Рекомендуемые (обязательные) форматы плана продаж, плана производства, смет, операционных и функциональных бюджетов, БДР, БДДС, страхового бюджета, расчетного управленческого баланса.

3. Система бюджетов предприятия в горизонтальном и вертикальном разрезах (схема).

4. Схема процесса формирования смет и бюджетов (ответственные службы, сроки подготовки и утверждения), контроля бюджетного процесса.

5. Примерная схема отчета об исполнении бюджета.

6. Перечень защищенных статей бюджета на планируемый год.

7. Нормативы отчислений в фонд обеспечения рисков (страховой бюджет).

8. Положение об оплате труда.

9. Положение о премировании и системе участия в прибыли.

10. Состав и порядок расчета ключевых показателей эффективности деятельности предприятия.

Таким образом, внедрение Бюджетного кодекса ООО «Бест Транспорт Проджект» будет направлено на создание эффективной системы управления через интеграцию основных процессов и организационных структур, обеспечивающей выявление, смягчение, предотвращение и устранение внешних и внутренних кризисов, рост собственного «иммунитета» компании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: