Экономическая безопасность предприятия

Понятие «безопасность» широко используется практически во всех направлениях любой деятельности, оно прочно вошло в нашу жизнь. В Законе РФ «О безопасности» понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов. В частности экономическая безопасность предприятия (ЭБП) представляет собой состояние наиболее эффективного использования ресурсов для предотвращения угроз и обеспечения стабильного функционирования предприятия. Однако в общественном сознании все еще сильны стереотипы, согласно которым данная область относится к сфере компетенции государства и специальных органов. Именно поэтому многими руководителями вопросы ЭБП относятся к не основной деятельности, не смотря на то что любое предприятие, являясь основным структурообразующим элементом экономики, выполняет не только производственную функцию, но и дает средства к существованию многих людей, т. е. несет социальную нагрузку и ответственность.

Угроза экономической безопасности может быть определена в конечном виде как некий ущерб, интегральный показатель которого характеризует степень снижения экономического потенциала за определенный промежуток времени.

Неотъемлемым элементом исследования экономической безопасности предприятия является выбор ее критерия. Под критерием экономической безопасности предприятия понимаются признак или сумма признаков, на основании которых может быть сделан вывод о том, находится ли предприятие в экономической безопасности или нет. Такой критерий должен не просто констатировать наличие экономической безопасности предприятия, а оценивать ее уровень.

В экономической литературе известен индикаторный подход, при котором уровень экономической безопасности определяется с помощью так называемых индикаторов. Индикаторы рассматриваются как пороговые значения показателей, характеризующих деятельность предприятия в различных функциональных областях, соответствующие определенному уровню экономической безопасности. Оценка экономической безопасности предприятия устанавливается по результатам сравнения (абсолютного или относительного) фактических показателей деятельности предприятия с индикаторами.

Применительно к специфике автотранспортных предприятии и в соответствии с фактическими и нормативными значениями технико-экономических показателей и величиной их отклонения от барьерных (пороговых) значений, различают 4 состояния предприятия (Таблица 1).

Таблица 1

Характеристика состояний ЭБП

Состояние Характеристика
  Нормальное Индикаторы экономической безопасности находятся в пределах пороговых значений, а степень использования имеющегося потенциала близка к технически обоснованным нормативам загрузки оборудования и площадей;
  Предкризисное Переступается барьерное значение хотя бы одно го из индикаторов экономической безопасности, а другие приблизились к не которой окрестности своих барьерных значений и при э том не были утрачены технические и технологические возможности улучшения условий и результатов производства
  Кризисное Переступается барьерное значение большинства основных (по мнению экспертов) индикаторов экономической безопасности и появляются признаки необратимости спада производства и частичной утра ты потенциала вследствие исчерпания технического ресурса оборудования и площадей, сокращения персонала
  Критическое Нарушаются все (или почти все) барьеры, отделяющие нормальное и кризисное состояния развития производства, а частичная у трата потенциала становится неизбежной и неотвратимой

Система показателей фактического состояния составлена на основании усредненных данных автотранспортных предприятий города Москвы. Каждое конкретное предприятие может самостоятельно определять свою систему показателей (Таблица 2).

Таблица 2

Система показателей автотранспортного предприятия

Индикаторы экономической безопасности АТП Нормативное значение показателя Фактическое значение показателя,% Удельный вес показателя в группе Удельный вес группы Значние ИП
1. Производственные показатели:          
Общая грузоподъемность парка,т     0,15 0,3 0,05
Объем перевозок,т     0,2 0,3 0,06
Грузооборот,т-км     0,2 0,3 0,06
Годовой пробег,км     0,05 0,3 0,02
Пропускная способность транспортного двора,т     0,05 0,3 0,02
Длина ездки с грузом,км     0,05 0,3 0,02
Годовая выработка на одну среднесписочную авто тонну, т/ч     0,1 0,3 0,03
Время простоя под погрузкой и разгрузкой,ч     0,05 0,3 0,02
Уровень загрузки производственных мощностей,%     0,15 0,3 0,05
Коэффициент абсолютной ликвидности ликвидности 0,2 1,2 0,15 0,4 0,06
Коэффициент текущей ликвидности   2,4 0,15 0,4 0,06
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств. 0,7 0,9 0,15 0,4 0,06
Коэффициент платежеспособности 0,5 0,81 0,15 0,4 0,06
Потери рабочего времени,%     0,4 0,3 0,12
Текучесть кадров,%     0,3 0,3 0,09

Анализируя таблицы 1 и 2, можно сделать вывод, что при выполнении фактически финансируемых работ ООО «Бест Транспорт Проджект» будет находиться в зоне предкризисного состояния. Следовательно, перед ним стоит задача поиска такого объема заказов, который выведет предприятие на более высокий уровень объема производства.

Проблема индикаторного подхода заключается в том, что в настоящее время отсутствует методическая база определения индикаторов. В случае неквалифицированного определения значения индикаторов, неправильно может быть определен уровень экономической безопасности предприятия, что может повлечь за собой принятие управленческих решений, не соответствующих реальному положению дел.

На сегодняшний день грамотный руководитель должен понимать, что от точной идентификации угроз, от правильного выбора измерителей их проявления зависит степень адекватности оценки экономической безопасности предприятия и комплекс необходимых мер по предупреждению и парированию опасности, соответствующих масштабу и характеру угроз.

Результатом обеспечения экономической безопасности предприятия является стабильность его функционирования, эффективность финансово-экономической деятельности и личная безопасность персонала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: