Управление с позиции экономики и кибернетики

Мы еще и еще поговорим об управлении, поскольку оно является основным «строительным материалом» менеджмента.

Следовательно, управлением можно считать управленческий труд, выполняемые менеджером и другими управленцами функции и целенаправленное воздействие (рис 1.3.1).

Рис. 1.3.1.

Ученые насчитывают много видов управления:

¨ управление в природе;

¨ управление в технике;

¨ управление в экономике;

¨ управление в обществе.

Нам доподлинно известно с глубокой древности, что источником сознательного и целенаправленного воздействия является человек, осуществляющий управление трудом для достижения результата. А кто управляет многообразными процессами в природе (смена дня и ночи, времен года, поддержание температуры тела животных и человека, бесперебойное функционирование органов и систем биологических организмов и т.п.). И есть ли управление в природе, хотя регулирование, безусловно, имеет место, а последнее является функцией управления.

Если в природе нет управляющего в образе человека, то его роль выполняет высший космический разум, а точнее законы природы.

Теперь конкретизируем управление, переведем его в область экономики и спроектируем на организацию (фирму, предприятие), которая является профессиональным полем деятельности менеджера. Здесь совершается производственный процесс независимо от миссии (назначения) организации и производится продукт труда в виде товарной продукции, работ или услуг. В каждой организации строится своя конструкция управления (от простой до очень сложной).

Если управление есть воздействие, то имеют место субъект и объект управления.

Иными словами, управление всегда имеет в виду две стороны (две системы или подсистемы) – управляющую (субъект) и управляемую (объект).

Субъект управления – это тот, кто управляет

Объект управления – это то, кем или чем управляют

В XX в. сформировалась специальная наука, изучающая общие принципы управления вне зависимости от того где имеет место управление, по отношению к каким объектам Наука, изучающая общие законы управления в живой и неживой природе, в технике и экономике, получила название кибернетика.

Та часть кибернетики, которая изучает, исследует процессы управления в экономике известна под названием «экономическая кибернетика».

Значительный вклад в развитие кибернетики внес американский ученый – математик Норберт Винер, которого называют отцом кибернетики.

Кибернетика исходит из единой схемы (рис. 1.3.2) управления, характерной для всех его форм и видов, т.е. всегда имеют место:

§ управляющее воздействие;

§ субъект управления;

§ объект управления;

§ обратная связь;

§ внешняя среда.

Рис. 1.3.2.

Субъект управления. Им являются работники аппарата управления предприятия (руководители, специалисты, технические исполнители).

Объектом управления могут быть

¨ трудовые коллективы;

¨ отдельные работники;

¨ факторы производства в виде предметов и орудии труда (вещи);

¨ природные ресурсы;

¨ сферы деятельности.

Управляющее воздействие. Согласно схеме (рис. 1.3.1) субъект управления вырабатывает управляющее воздействие в виде приказа, команды, сигнала, которое передается объекту управления. Объект управления, воспринимая управляющее воздействие, изменяет свой образ действия в соответствии с управляющим сигналом.

Управляющее воздействие может быть представлено:

¨ заданиями;

¨ планами, графиками;

¨ нормативами;

¨ инструкциями, правилами;

¨ материальными и моральными стимулами;

¨ решениями, приказами, постановлениями;

¨ технологией, чертежами, схемами и т д.

Обратная связь. О том, что объект выполнил команду, отреагировал на управляющее воздействие, субъект управления узнает, получая информацию по каналу обратной связи.

В зависимости от этой информации субъект вырабатывает новые управляющие воздействия.

Канал обратной связи может быть

¨ зрительным;

¨ слуховым;

¨ телефонным;

¨ в виде электрических сигналов;

¨ в любой другой форме, воспринимаемой субъектом управления.

Для летчика – это показания приборов, для водителя автобуса – зрительная информация, для телефонистки – ответный сигнал абонента, для учителя – наблюдение за поведением учеников, проверка знаний.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: