Разработка объема и качества после продажных услуг

Как уже было сказано, планирование и разработка новой продукции, как правило, представляют собой сложное сочетание производствен­ной и коммерческой деятельности, так как складываются из нескольких одновременных процессов:

1. оценки проектов технологических изысканий;

2. определения рыночных возможностей;

3. определения условий промышленного производства.

В общем плане одновременная разработка продукции и вариантов ее изготовления обычно рассматривается как один из лучших способов добиться сокращения сроков ее вывода на рынок. Эта новая тенден­ция является результатом давления на европейские и американские фирмы конкурентоспособных японских предприятий, практикующих интегрированную разработку продукции.

Будучи распространенным на смешанное обслуживание, этот подход заставляет искать новые способы координации разработки изделия, про­цесса его производства и совокупности услуг, которые связаны с исполь­зованием его в будущем, причем на всем протяжении срока его службы.

Одним из основных преимуществ в конкурентной борьбе в сфере послепродажного обслуживания является такое проектирование обо­рудования, которое позволяет осуществлять быструю замену механи­ческих, электрических или гидравлических модулей, а также встраи­вать системы автодиагностики.

Разработка новой промышленной продукции требует оценки различ­ных альтернативных вариантов политики сервиса и технического об­служивания. Но решения при этом не могут основываться исключи­тельно на критериях технического совершенства или эффективности, они также должны быть оправданы экономически. Поэтому расчетная прибыльность и затраты должны фигурировать в числе критериев вы­бора того или иного технического решения. Понятие «интегрированное техническое обслуживание» является как раз результатом учета поже­ланий потребителей, которые хотят, чтобы производители учитывали все фазы физической жизни продукта и еще во время его разработки определяли уровень его технических возможностей, а также совокуп­ность услуг, которые должны сопровождать его эксплуатацию [36].

Роджерс Бак, бывший вице-президент ІВМ: «Каждое сделанное клиенту предложение должно представляться ему потрясающим с точки зрения за­трат».

Этот подход, осуществляемый в рамках «анализа полной стоимос­ти», ведет к углублению экономического анализа и позволяет подойти к понятию «общая стоимость владения», которую можно определить как сумму затрат, связанных с товаром, начиная с его разработки и заканчи­вая уничтожением (англ. Life Сус1е Соst — LСС). Таким образом, сто­имость обслуживания, осуществляемая после продажи, учитывается уже при разработке продукта и в процессе его изготовления.

Ещё в 80-е годы по заказу Национальной французской компании железных дорог были спроектированы вагоны «Корай», содержание которых в расчете на километр обходилось дешевле; оно оказалось настолько просто, что для обслуживания вагонов использовались местные ремонтные мастерские, что позволяло прибегать к гибкому графику ремонта по целому ряду опера­ций, которые ранее выполнялись исключительно в центральных депо и требовали гораздо более длительного простоя вагонов. Упомянутые резуль­таты были получены благодаря тому, что с самого начала разработки изде­лия учитывались как повышенные требования со стороны сбыта (конку­рентоспособный уровень услуги), так и жесткие требования по обеспечению его работы (поддержание высокого уровня качества услуги), а также благо­даря ориентации не только на величину продажной цены, но и на соотно­шение расходов на эксплуатацию и доходов от нее в течение всего предпо­лагаемого срока службы вагонов.

При модульном проектировании необходимо учитывать два парамет­ра. С одной стороны, важно произвести оценку возможного сокращения сроков ремонта оборудования. С другой стороны, необходимо сравни­вать уровень прибыльности обслуживания, основанного на замене мо­дулей, с уровнем прибыльности традиционной системы, заключающей­ся в ремонте оборудования на месте.

В 1970-е гг. в США были внедрены в эксплуатацию двигатели, имеющие модульную (блочную) конструкцию. Данная конструкция позволяла в условиях эксплуатации быстро заменять отказавшие или «собирающиеся отказать» узлы, а также детали, имеющие ограничения но времени работы. Основные узлы этих двигателей — модули, заменяемые в наземных усло­виях. Эти важнейшие свойства позволили производить операции по их обслуживанию не в цехе переработок, а в полевых условиях. Децентрализа­ция обслуживания, в свою очередь, позволила значительно сократить вре­мя на восстановительные работы и в связи с этим уменьшить число запас­ных двигателей и транспортные расходы.

Внедрение модульных конструкций позволило более чем в 2 раза сокра­тить оборотный фонд двигателей в эксплуатации. Экономическая эффек­тивность эксплуатации авиационных двигателей повысилась на 25-40%. Проблема совместимости в основном возникает, когда речь идет об информационном, конторском и иногда промышленном оборудовании. Не следует упускать из виду тот факт, что благодаря совместимости аппаратуры наступательная политика в области сервиса позволяет от­воевывать новые участки у конкурирующих фирм. Ведь прибор, совме­стимый с приборами конкурирующих фирм, возможно интегрировать в систему оборудования, техническое обслуживание которой может целиком осуществляться данной фирмой, благодаря этому она займет привилегированное положение в глазах клиента.

Возможности будущей реконструкции или восстановления также на­ходятся на стыке обслуживания и проектирования продукции. Рекон­струкция оборудования представляет собой серьезную операцию, сход­ную с промышленным производством. В этом случае сырьем является уже произведенный продукт, бывший в употреблении, но сохранивший еще некоторый потенциал; оборудование полностью демонтируется, а затем монтируется вновь после замены или восстановления изношен­ных деталей и узлов. После этой операции оборудование должно обладать эксплуатационным потенциалом, сравнимым с потенциалом нового обо­рудования. Реконструкция оборудования может оказаться достаточно прибыльным делом, ведь недаром такие фирмы, как АТТ, производящая телекоммуникационное оборудование, Pratt and Whitney, производящая авиационные двигатели, наряду с осуществлением традиционного после­продажного обслуживания стали создавать центры реконструкции. По не­которым оценкам, на восстановление оборудования требуется пятая часть энергии и десятая часть компонентов, которые необходимы для изготов­ления новой продукции того же типа. Принимая во внимание истощение земных недр и состояние окружающей среды, следует подчеркнуть, что на современном этапе развития общества продукция должна разрабатывать­ся с расчетом на возможность ее полного восстановления. Но основной вопрос все же заключается в следующем: когда промышленная фирма бо­лее или менее овладела рынком, начав продажу данного оборудования, что для нее представляет больший интерес — производить новое оборудо­вание с примерно теми же техническими характеристиками или же вос­станавливать старое оборудование?

Возможности будущей модернизации. Одним из основных условий, обеспечивающих высокие темпы роста производительности труда в промышленности, является постоянное совершенствование парка технологического оборудования. Это достигается, прежде всего, заменой устаревшего оборудования новым, современным. Однако не всегда име­ется возможность заменять все устаревшее оборудование новым. Дале­ко не всегда такая замена и экономически оправдана. Нередко путем конструктивных изменений отдельных элементов и механизмов или путем добавления некоторых механизмов, не требующих больших за­трат, устаревшему оборудованию могут быть обеспечены технико-экс­плуатационные качества, позволяющие его использовать с не меньшим производственным эффектом, чем новое, современное. Такого рода усо­вершенствование оборудования, называемое модернизацией, в конечном счете преследует ту же цель, что и ремонт, — увеличить срок эф­фективного использования действующего оборудования. Посредством ремонта устраняются последствия физического износа оборудования, модернизация же компенсирует его моральный износ.

По сравнению с ранее выпускавшимся, оборудование современных моделей имеет, как правило, более высокую производительность и точ­ность, большую надежность и долговечность, менее трудоемко и более безопасно в обслуживании, требует меньших эксплуатационных расхо­дов. Такие же результаты должны достигаться и модернизацией.

Мероприятия, улучшающие эксплуатационные качества оборудования, т. е. повышающие его надежность, долговечность и ремонтопригодность, часто называют ремонтной модернизацией; а мероприятия, относящиеся к другим направлениям модернизации (повышение быстроходности, мощ­ности, жесткости, виброустойчивости и точности, автоматизация рабоче­го цикла) — технологической модернизацией,

Наиболее эффективна комплексная модернизация, в результате кото­рой все технико-экономические и эксплуатационные показатели модер­низируемого оборудования приближаются к современному уровню. Однако когда для решения конкретных производственных задач требу­ется улучшение лишь отдельных параметров оборудования, часто огра­ничиваются лишь частичной его модернизацией.

К работам по модернизации относят также конструктивные переделки оборудования, имеющие целью использовать оборудование для выполне­ния работы, к которой оно не было предназначено, или работ, несвойствен­ных вообще данному виду оборудования. Такого рода конструктивные изменения оборудования могут быть объединены в следующие три груп­пы, представляющие дополнительные направления модернизации:

1. Расширение технологических возможностей.

2. Специализация.

3. Изменение технологического назначения.

Эти конструктивные изменения также позволяют продлить срок эффективного использования оборудования, а в некоторых случаях, на­пример при специализации, даже значительно увеличить его произво­дительность.

Усовершенствованию конструкции в ходе эксплуатации подвергается не только устаревшее оборудование, выпуск которого прекращен. Отдель­ным конструктивным изменениям нередко подвергается и сравнительно новое оборудование. Такая модернизация современного оборудования вы­полняется обычно по инициативе ремонтного персонала с целью устране­ния отдельных конструктивных недостатков, выявленных в процессе экс­плуатации, для повышения надежности и долговечности.

Работы по модернизации оборудования целесообразно совмещать с капитальным ремонтом. Это позволяет избежать лишних расходов, свя­занных с монтажно-демонтажными работами, кроме того, выгодно пото­му, что некоторые детали или механизмы, которые пришлось заменить при капитальном ремонте из-за изношенности, заменяются в данном слу­чае деталями или механизмами новой конструкции, предусмотренной проектом модернизации.

Частичную модернизацию оборудования проводят также для повы­шения его ремонтопригодности, т.е. улучшения приспособления обору­дования к предупреждению и обнаружению причин возникновения от­казов или повреждений и устранению их последствий путем проведения ремонта и технического обслуживания. Повышение ремонтопригоднос­ти достигается за счет:

- конструктивных изменений отдельных механизмов оборудования, в результате которых обеспечивается большая доступность для ре­монта и замены деталей. Упрощается и облегчается демонтаж и монтаж деталей и механизмов электроаппаратуры, электрокомму­никаций и т. п.;

- создания и сохранения технологических баз и деталей для их ре­монтной обработки;

- встраивания предохранительных и блокировочных устройств и диагностических датчиков;

- применения различных методов компенсации износа;

- унификации деталей и узлов.

Экономическая эффективность модернизации определяется сово­купностью следующих технико-экономических показателей:

- повышение производительности оборудования в результате модернизации;

- затраты на модернизацию;

- экономия на эксплуатационных расходах после модернизации;

- срок окупаемости затрат.

Возможность за счет модернизации оборудования обеспечивать значительное повышение эффективности его действующего парка с небольшими затратами быстрая их окупаемость является причинами достаточно большого внимания, которое уделяется этой работе на крупных машиностроительных предприятиях за рубежом. Так, на заводе фирмы Renault модернизация оборудования в плане ремонтных работ составляет около 25% всего их объема.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: