Методические рекомендации к занятию

На занятии учащимся рассказываются основные правила представления текстовой информации. После получения рекомендаций группа выполняет практическое задание по созданию слайдов презентации проекта с учётом изученного материала.

Ход занятия

1. Правила представления текстовой информации на слайдах

Атрибутами визуального отображения текстовой информации являются:

a) шрифт (цвет, начертание, размер);

b) выравнивание текстовых блоков;

c) объект WordArt

d) список.

Для набора текста на слайдах необходимо использовать так называемые рубленые шрифты (например, различные варианты Arial или Tahoma), причем раз­мер шрифта должен быть довольно крупный. Желательно не пользоваться шриф­тами с засечками (Times New Roman), реже использовать курсив так как при этом иногда восприятие текста ухудшается. Иногда хорошо смотрится жирный шрифт.

Шрифт и фон должны контрастировать, например, фон - светлый, а шрифт -темный, или наоборот. Первый вариант предпочтительнее, так как текст читается лучше.

Для текстовых блоков (а также и других объектов слайда) может быть применен еще один дополнительный способ визуального отображения взаимосвязанной информации (или элементов управления) - выравнивание. Принято выделять три вида выравнивания:

a) вертикальное выравнивание (по левому или правому краю выравниваемых элементов);

б) горизонтальное выравнивание (по верхней строке или по верхнему краю элемента);

в) смежное выравнивание (когда элементы смыкаются краями).

Не стоит увлекаться созданием надписей с помощью объектов WordArt, что позволяют делать многие приложения пакета Microsoft Office, в том числе и PowerPoint. Такие надписи, подкупающие разработчика презентации причудли­вой формой, возможностью использовать разнообразные тени объем, как прави­ло, лишь ухудшают восприятие слайдов.

Основные рекомендации по представлению текстовой информации на слайде:

а) Текстовая информация должна занимать не более 6-8 строк (не считая за­головка). Чтение большего количества строк отвлекает внимание слушателей и затрудняет понимание;

б) Строки не должны быть длинными (не более 40 символов в строке, вклю­чая пробелы). Слишком близкое расположение окончания строчек к краю экрана, когда отдельные буквы подхо­дят вплотную к краям экрана, ухудшает чтение текста. Плотно заполненный слайд выглядит не структурированным, поэтому необходимо оставлять свободное пространство по периметру слайда.

в) Исследования показывают, что использование заглавных и строчных букв облегчает чтение и распознавание слов. При использовании же только заглавных букв чтение и распознавание слов замедляется. Человек не читает по буквам, а «узнает» слово целиком. СЛОВО, НАПИСАННОЕ ОДНИМИ ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ, СЛИВАЕТСЯ С ДРУГИМИ.

г) Используйте одинаковые и стандартные шрифты. Использование слиш­ком замысловатых и непривычных шрифтов (или их чередование) потребует до­полнительных усилий, затруднит чтение и восприятие информации.

д) He используйте для выделения подчеркивание! Подчеркивание у со­временных пользователей компьютерными продуктами ассоциируется с гипер­ссылкой.

е) Лучше использовать короткие, простые по синтак­сису фразы - оптимальной длиной предложения является 7-14 слов.

ж) Трудность текста для восприятия и понимания зависит от соотношения в нем различных частей речи. Существительные запоминаются лучше, чем глаголы и прилагательные. Обилие в тексте прилагательных и наречий усложняет его.

Восприятие читаемой информации зависит от удобочитаемости текста (дли­ны строки, размера межстрочных интервалов, межбуквенных пробелов,

рисунка и размера шрифта, расположения текста на странице, цвета шрифта, цвета фона, наличия или отсутствия тени и т.п.

Рекомендации по оформлению текстовой информации на слайдах.

1. Для презентации индивидуального пользования размер шрифта основного текста должен быть не меньше 18 пт, заголовки - 20 пт и больше.

2. Если текст не помещается на одном слайде, надо часть текста удалить, ли­бо сократить (переписать), либо разместить на двух и более слайдах (если это текст действительно несет смысловую нагрузку). Презентация не должна состо­ять из слайдов, целиком заполненных текстом. Допустимо использовать несколь­ко слайдов со сплошным текстом (только в деловых презентациях), но не более 2-3 подряд.

3. Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закре­плению материала в долговременной памяти;

4. Слова запоминаются лучше цифр.

5. Начало и конец запоминаются лучше, чем середина.

6. Заголовок слайда должен располагаться по центру и контрастировать с ос­тальным содержимым.

2. Работа в группе.

Группе предлагается практическое задание. Даётся готовая презезентация мини-проекта (можно использовать ресурсы Интернета), выполненная без учёта рекомендаций по оформлению текстовой информации. Группа должна выполнить корректировку оформления текста на слайдах.

Группа выполняет работу по оформлению текстовой информации своего проекта.

3. Рефлексия.

В конце занятия подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы группы, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

4. Заключение

В последнее время проектные технологии стали очень популярными. Проектная деятельность, направлена на духовное и профессиональное становление личности ученика через организацию активных способов действий. Ученик, работая над проектом, проходит стадии планирования, анализа, синтеза, активной деятельности. При организации проектной деятельности возможно не только индивидуальная, самостоятельная, но и групповая работа учащихся. Это позволяет приобретать коммуникативные навыки и умения. Постановка задач, решение проблем повышает мотивацию к проектной деятельности и предполагает: целеполагание, предметность, инициативность, оригинальность в решении познавательных вопросов, неординарность подходов, интенсивность умственного труда, и исследовательский опыт. Использование медиаобразовательных технологий способствует развитию информационных компетенций. Решение социально значимых проблем формирует будущего гражданина с активной жизненной позицией.

В своей разработке курса «Социальное проектирование как ведущий

Инструмент формирования информационных, коммуникативных и социальных компетенций учащихся» я попыталась решить все эти задачи. Очень бы хотелось, чтобы данная работа помогла бы моим коллегам в их практической деятельности.

5. Используемая литература и другие источники

1. Исмагилова В.М. Развитие рефлексивных способностей учащихся на уроках английского языка. - http://festival.1september.ru

2. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. – М.: Дрофа, 2004

3. Маслова Е.В. Творческие работы школьников. Алгоритм построения и оформления: практическое пособие. – М.: АРКТИ, 2006.

4. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2008.

5. Петухова Е.В. Что такое «хорошо» и что такое «плохо» или «Как сделать хорошую презентацию». Практическое пособие. – ОМЦ ЮОУО г.Москвы, 2009

6. Проекты и исследования в развивающейся школе /Авт.-сост. и науч. ред.

А.С. Сиденко – М.: АПКиППРО, 2007.

7. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое

пособиепособиедля работников общеобразовательных учреждений. –

М.: АРКТИ, 2009.

8. Формирование проектных умений школьников: практические занятия / Авт.-сост. С.Г.Щербакова. – Волгоград: Учитель, 2009.

9. Школьная проектная лаборатория / Авт.-сост. Н.В.Кашлева, Ж.В.Дмитриева,

Т.В. Игнаткина. – Волгоград: Учитель, 2009.

10. Intel «Обучение для будущего». Проектная деятельность в информационной образовательной среде 21 века: Учебное пособие – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: