Методические рекомендации к занятию

Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов.

Цели первичного обмена мнениями:

1. Стимулирование потока идей

Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.

2. Определение общего направления исследовательской работы

Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать к ним свое отношение каждому. Затем учитель выделяет наиболее удачные.

Ход занятия

1. Методика планирования.

Проекты выполняются в течение определенного отрезка времени. У них есть четко выраженное начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в определенное время. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько нужно для получения конечного результата.

Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ

1) Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.

2) Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.

3) Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.

4) Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.

Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ

По комплексности (предметно-содержательной области):

Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.

Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.

По характеру контактов:

- внутриклассные,

- внутришкольные,

- региональные (в пределаходной страны),

- международные.

Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по содержанию и характеру результата

1) Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разно­образна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета реко­мендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить ре­альность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

2) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

3) Информационный проект направлен на сбор информации о ка­ком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представ­ления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и со­здание информационной среды класса или школы.

4) Творческий проект предполагает максимально свободный и не­традиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изоб­разительного или декоративно-прикладного искусства, видеофиль­мы и т. п.

5) Ролевой проект.Разработка и реализация такого проекта наи­более сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли лите­ратурных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятель­ности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или ин­формационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.

2. Работа проектной группы.

Упражнения на развитие умения планировать свою деятельность.

Обучающимся предлагаются задания, связанные с составле­нием оптимальных планов организации деятельности, рассчи­танные на то, чтобы за короткое время выполнить как можно больше дел и с наилучшим качеством.

Задание 1. Вы учитесь в школе. Сегодня - вторник. В школе были уроки литературы, географии, биологии, математики и ис­тории. Обычно вы берете с собой в школу учебники по всем предметам. Завтра, в среду, также будет урок биологии, к кото­рому необходимо подготовиться сегодня. Для этого потребуется примерно 30 минут. Остальные два урока завтра - иностранный язык и физика. В целом на их подготовку дома необходимо при­мерно полтора часа. Однако для выполнения задания по языку вам необходима книга, которую можно взять только в библио­теке. Она работает до 16 ч, и для того чтобы получить нужную книгу, потребуется около получаса. Ехать из школы домой вам придется на автобусе, который находится в пути около 40 минут. Уроки в школе сегодня закончены в 13 ч 50 мин. С 14 до 15 ч в автобусе довольно много свободных мест и можно си­деть. Задания по языку и физике, которые необходимо приготовить на завтра, письменные. Кроме всех дел, связанных с подго­товкой домашних заданий, вам сегодня также необходимо ус­петь пообедать дома (на это обычно уходит около 40 мин), сходить и решить один вопрос с товарищем, который живет в соседнем доме (на это нужно еще 30 мин), сходить в магазин и сделать необходимые покупки (на это требуется около 45 мин) и успеть посмотреть фильм по телевизору. Он начинается в 19 ч и идет примерно полтора часа. Наконец, после возвращения ро­дителей с работы (они приходят домой примерно в 18 ч) могут возникнуть непредвиденные домашние дела, на выполнение которых желательно оставить от 30 до 40 мин, такое же время не­обходимо отвести для ужина, который в семье начинается ровно в 20 ч 30 минут. Родители требуют, чтобы все дела были выпол­нены до ужина и чтобы никто на ужин не опаздывал.

Составьте план ваших действий на сегодня таким образом, чтобы все условия были выполнены. План должен содержать перечень последовательно выполняемых дел и время, которое потребуется на их выполнение.

Возможное оптимальное решение задания 1:

14.00-14.30 - чтение учебника по биологии в автобусе по пути домой.

14.30-15.10 - обед дома.

15.10-15.30 - взять книгу в библиотеке.

15.30-16.15 - покупки в магазине.

16.15-17.45 -подготовка уроков по языку и по физике.

17.45-18.15 - визит к товарищу.

18.15-19.00 - время на дополнительные дела по дому.

19.00-20.00 - просмотр телефильма.

По итогам выполнения упражнений проводится коллектив­ное обсуждение вариантов решения.

Задание 2. Составьте развернутый, расписанный по часам и минутам, план работы на ближайшие 2-3 будничных дня, когда вам предстоит в течение дня сделать очень многое и когда у вас будет не хватать времени для того, чтобы со всем успешно спра­виться.




double arrow
Сейчас читают про: