Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это, прежде всего обмен мнениями учащихся; выдвижение первичных идей на основе уже имеющихся знаний и разрешения спорных вопросов.
Цели первичного обмена мнениями:
1. Стимулирование потока идей
Для стимулирования потока идей актуален метод мозговой атаки. Учителю следует по возможности воздержаться от комментариев, записывать на доске идеи, направление работы по мере их высказывания, а также выдвигаемые учащимися возражения.
2. Определение общего направления исследовательской работы
Когда определены все возможные направления исследований, учитель предлагает учащимся высказать к ним свое отношение каждому. Затем учитель выделяет наиболее удачные.
Ход занятия
1. Методика планирования.
Проекты выполняются в течение определенного отрезка времени. У них есть четко выраженное начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значительная часть усилий при работе с проектом направлена именно на обеспечение того, чтобы проект был завершен в определенное время. Проект как система деятельности существует ровно столько времени, сколько нужно для получения конечного результата.
Классификация проектов по ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ
1) Мини-проекты - могут укладываться в урок или часть урока. Наиболее продуктивны для курса иностранного языка.
2) Краткосрочные проекты - требуют 4-6 уроков для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации - в рамках внеклассной деятельности и дома.
3) Недельные проекты - выполняются в группах в ходе проектной недели, их реализация занимает примерно 30-40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта. Возможно сочетание классных и внеклассных форм работы.
4) Долгосрочные (годичные) проекты - могут выполняться и в группах и индивидуально. Весь цикл - от определения темы до презентации (защиты) - выполняется во внеурочное время.
Планирование действия по разрешению проблемы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой приводится перечень конкретных действий с указанием результатов, сроков и ответственных. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.
Классификация проектов по КОМПЛЕКСНОСТИ И ХАРАКТЕРУ КОНТАКТОВ
По комплексности (предметно-содержательной области):
Монопроекты - как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, но могут использовать информацию из других областей знания и деятельности; руководитель - учитель-предметник, консультант - учитель другой дисциплины. Могут быть литературно-творческими, естественнонаучными, экологическими, лингвистическими, культуроведческими, историческими, географическими, музыкальными, спортивными. Интеграция - на этапе подготовки продукта к презентации: например, компьютерная верста литературного альманаха или музыкальное оформление спортивного праздника. Могут проводиться в рамках классно-урочной системы.
Межпредметные проекты - проводятся исключительно во внеурочное время под руководством нескольких специалистов в различных областях знаний. Глубокая и содержательная интеграция требуется уже на этапе постановки проблемы.
По характеру контактов:
- внутриклассные,
- внутришкольные,
- региональные (в пределаходной страны),
- международные.
Последние два типа проектов являются телекоммуникационными, они требуют координации деятельности участников, их взаимодействия в сети Internet, задействования средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по содержанию и характеру результата
1) Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна — от учебного пособия для кабинета физики до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
2) Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
3) Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т. ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
4) Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т. п.
5) Ролевой проект.Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т. п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.
Конечно, все пять перечисленных целевых направлений деятельности учащихся-проектантов реализуются в каждом проекте. В этом смысле любой проект — исследовательский, точно так же как любой — творческий, ролевой, практико-ориентированный или информационный. Речь идет не о единственной, а о доминирующей направленности деятельности участников того или иного проекта.
2. Работа проектной группы.
Упражнения на развитие умения планировать свою деятельность.
Обучающимся предлагаются задания, связанные с составлением оптимальных планов организации деятельности, рассчитанные на то, чтобы за короткое время выполнить как можно больше дел и с наилучшим качеством.
Задание 1. Вы учитесь в школе. Сегодня - вторник. В школе были уроки литературы, географии, биологии, математики и истории. Обычно вы берете с собой в школу учебники по всем предметам. Завтра, в среду, также будет урок биологии, к которому необходимо подготовиться сегодня. Для этого потребуется примерно 30 минут. Остальные два урока завтра - иностранный язык и физика. В целом на их подготовку дома необходимо примерно полтора часа. Однако для выполнения задания по языку вам необходима книга, которую можно взять только в библиотеке. Она работает до 16 ч, и для того чтобы получить нужную книгу, потребуется около получаса. Ехать из школы домой вам придется на автобусе, который находится в пути около 40 минут. Уроки в школе сегодня закончены в 13 ч 50 мин. С 14 до 15 ч в автобусе довольно много свободных мест и можно сидеть. Задания по языку и физике, которые необходимо приготовить на завтра, письменные. Кроме всех дел, связанных с подготовкой домашних заданий, вам сегодня также необходимо успеть пообедать дома (на это обычно уходит около 40 мин), сходить и решить один вопрос с товарищем, который живет в соседнем доме (на это нужно еще 30 мин), сходить в магазин и сделать необходимые покупки (на это требуется около 45 мин) и успеть посмотреть фильм по телевизору. Он начинается в 19 ч и идет примерно полтора часа. Наконец, после возвращения родителей с работы (они приходят домой примерно в 18 ч) могут возникнуть непредвиденные домашние дела, на выполнение которых желательно оставить от 30 до 40 мин, такое же время необходимо отвести для ужина, который в семье начинается ровно в 20 ч 30 минут. Родители требуют, чтобы все дела были выполнены до ужина и чтобы никто на ужин не опаздывал.
Составьте план ваших действий на сегодня таким образом, чтобы все условия были выполнены. План должен содержать перечень последовательно выполняемых дел и время, которое потребуется на их выполнение.
Возможное оптимальное решение задания 1:
14.00-14.30 - чтение учебника по биологии в автобусе по пути домой.
14.30-15.10 - обед дома.
15.10-15.30 - взять книгу в библиотеке.
15.30-16.15 - покупки в магазине.
16.15-17.45 -подготовка уроков по языку и по физике.
17.45-18.15 - визит к товарищу.
18.15-19.00 - время на дополнительные дела по дому.
19.00-20.00 - просмотр телефильма.
По итогам выполнения упражнений проводится коллективное обсуждение вариантов решения.
Задание 2. Составьте развернутый, расписанный по часам и минутам, план работы на ближайшие 2-3 будничных дня, когда вам предстоит в течение дня сделать очень многое и когда у вас будет не хватать времени для того, чтобы со всем успешно справиться.






