Изучение условий труда показало, что существует множество факторов, которые влияют на производительность труда.
Основные факторы влияния на производительность труда:
организация рабочего места;
режим напряжения и отдыха во время работы;
окраска стен помещения;
отношение к работе.
Они формируют общее настроение на работу и облегчают или усложняют появление трудовых усилий.
Разрабатывая критерии профессиографической оценки (описание характеристик работы) степени нервного напряжения в процессе работы, пользуются характеристиками, которые отображают напряжение сенсорного аппарата, высших нервных центров, которые обеспечивают функции внимания, мышления, регуляции движений. На сегодня составлены специальные таблицы классификации работы по степени нервно-эмоционального напряжения, в основу которых положены следующие показатели:
интеллектуальная и эмоциональная нагрузка;
длительность сосредоточенного наблюдения;
количество производственно-необходимых объектов одновременного наблюдения;
количество сигналов в час;
темп;
время активных действий;
необходимость самостоятельного поиска повреждений;
монотонность труда;
напряжение взгляда;
точность выполнения работы;
сменность;
режим труда и отдыха.
Степень трудоспособности определяется также типом нервной системы. Сильный тип имеет наибольшую трудоспособность, слабый- незначительную.
Трудоспособность зависит от следующих факторов:
возраст;
здоровье человека;
пол;
навыки в работе;
санитарно-гигиенические условия и т.п.
В определенной степени на трудоспособность воздействуют и мотивация, и моральные и материальные стимулы.
Негативными эмоциями, которые снижают трудоспособность являются: страх, неуверенность, плохое настроение.
Положительными эмоциями, значительно продлевающих период стойкой трудоспособности, являются: уверенность, спокойствие, бодрое настроение
Продлить стойкую трудоспособность возможно за счет:
оптимального уровня напряжения психофизиологических функций;
комфортных условий труда;
правильного соединения режимов труда и отдыха;
проведения физкультурных пауз и эмоциональной разгрузки;
использования специальных психофармакологических средств или тонизирующих напитков;
специального информирования человека о результатах его деятельности;
наблюдения и контроля за его работой.
Комфортные условия обеспечивают, кроме высокой трудоспособности, хорошее самочувствие; при этом не возникают опасные напряжения компенсаторных систем организма; здоровье человека не ухудшается длительное время.
Известно, что на трудоспособность, производительность труда, на жизнедеятельность вообще влияет отдых. Отдых может быть двух типов – активный и пассивный.
Активный отдых – это, например, занятие спортом, туристические поездки, походы в лес, путешествия, плавание в бассейне и т.п. Именно активный отдых способствует повышению трудоспособности, улучшению психического состояния личности, настроения.
Пассивный отдых – просмотр кинофильмов, прослушивание музыки сидя, лежа, чтение книг и т.п. Особым, но обязательным видом такого отдыха является сон.
Известно, что беспокойные ночи, неприятные сновидения с переживанием ужасов, опасностей, страха, когда жизнь вроде бы висит на волоске, а сил нет, чтобы оказать сопротивление – все это негативно влияет на состояние человека, а соответственно на активности его жизнедеятельности.
На трудоспособность человека влияют и времена года. Например, снижение трудоспособности наблюдается весной, особенно у работников с нервно-эмоциональным перенапряжением.
Литература:
1. В.М. Лапин «Безопасность жизнедеятельности человека». Учебник. – Львов, 1998. – стр. 5 – 42.
2. Желиба Е.П. «Безопасность. Жизнедеятельность». Учебник – Киев, 2001. – стр. 54-71, 142-151, 204-207, 227-230.
3. Н.А. Касьянов «Безопасность жизнедеятельности». Конспекты лекций. – Луганск: ВНУ, 1998.
4. Русак О.Н. «Безопасность жизнедеятельности». – С.-Петербург, 2001. – с. 150-151, 168-173.