Банковское регулирование и надзор

В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.

Главной целью надзорной дея­тельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.

Исходя из этойцели, Банк России должен решать следующие зада­чи:

· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности от­дельными кредитными институтами);

· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;

· не допускать монополизации финансового капитала, поддержи­вать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;

· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работ­ников.

Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:

· макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;

· социально-экономические приоритеты развития общества;

· совершенство законодательной базы;

· проводимая Банком России кредитная политика;

· степень независимости Банка России от органов законодатель­ной и исполнительной власти;

· исторически сложившиеся особенности организации банковско­го надзора в стране.

В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:

· Под эгидой Центрального Банка (Россия и многие другие страны);

· Ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);

· Независимое агентство, несущее ответственность перед парла­ментом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);

· Смешанный тип организации, например, в США Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).

В последнее время в России отдельные банковские операции в первую очередь с корпоративными ценными бумагами переходят под контроль другого государственного органа – Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).

Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике преобладает сочетание методов того и другого видов (рис. 2.2.) Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор».

Механизм осуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организаций банковской деятель­ности.

Методы делятся наадминистративные и экономические, регу­лирующие и надзорные.

Административные методы включают прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, лимит на привлечение вкладов физических лиц – не более 100 % к капиталу банка или запрет на проведение страховых операций с клиентами.

Экономические методы оказывают в основном косвенное воздейст­вие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: на­логовые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения Центрального Банка поведение коммерческих банков).


Рис. 2.2. Структура банковского надзора

Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальные инструкций и организации контроля за их исполнением.

Регулирующие методы направлены на снижение банковских рис­ков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные мате­риалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они могут включать как ад­министративные, так и экономические методы.

Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выпол­нением банковского законодательства и инструкций Банка России.

Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:

• анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;

• проверка отдельных направлений деятельности и кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;

• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк Рос­сии.

Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчет о прибылях и убытках.

Если в результате надзорной деятельности Банк России выявит на­рушение коммерческим банком банковского законодательства или отдель­ных нормативов, он имеет право:

• взыскать штраф;

• назначить временную администрацию для управления проблем­ным банком;

• отозвать лицензию на право осуществления банковской деятель­ности.

Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:

• постепенный переход на международные стандарты регулирова­ния и надзора;

• введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагиро­вания» на появление проблемных кредитных организаций;

• переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;

• укрепление банковского менеджмента;

• совершенствование методов банковского регулирования и над­зора.

Контрольные вопросы по теме

1. Какова роль ЦБ РФ в регулировании банковской деятельности в России?

2. Каковы инструменты управления денежной массой?

3. Каким правовым статусом обладает Банк России?

4. Имеет ли право ЦБ РФ заниматься коммерческой деятельностью?

5. Какие из методов банковского регулирования и контроля наиболее характерны для российского кредитного рынка?

6. Какие функции выполняет Банк России?

7. Имеет ли Банк России право устанавливать кредитные ставки?

8. Имеет ли право ЦБ РФ вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков?

9. Каким образом влияет увеличение размеров резервных требований Банка России на денежную массу?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: