В соответствии с ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом регулирования и надзора за деятельностью кредитных организаций.
Главной целью надзорной деятельности ЦБ РФ является поддержание стабильности банковской системы.
Исходя из этойцели, Банк России должен решать следующие задачи:
· предупреждать возможность возникновения системного банковского кризиса (путем снижения рисков утраты ликвидности отдельными кредитными институтами);
· защищать интересы вкладчиков и кредиторов;
· не допускать монополизации финансового капитала, поддерживать здоровую конкуренцию в банковском секторе экономики;
· способствовать повышению эффективности банковского дела, росту профессионализма и добросовестности банковских работников.
Конкретное содержание банковского регулирования и надзора формируется под воздействием ряда факторов:
· макроэкономическая ситуация в стране, состояние банковской системы;
· социально-экономические приоритеты развития общества;
|
|
· совершенство законодательной базы;
· проводимая Банком России кредитная политика;
· степень независимости Банка России от органов законодательной и исполнительной власти;
· исторически сложившиеся особенности организации банковского надзора в стране.
В международной банковской практике известны четыре способа организации банковского регулирования и надзора:
· Под эгидой Центрального Банка (Россия и многие другие страны);
· Ведущая роль принадлежит Правительству, как правило, в лице Министерства Финансов (Франция);
· Независимое агентство, несущее ответственность перед парламентом или президентом (Федеральное ведомство банковского надзора – Германия);
· Смешанный тип организации, например, в США – Федеральная Резервная Система (ФРС), Федеральная Корпорация страхования депозитов (ФКСД), Контролер денежного обращения (КДО), Федеральный Комитет открытого рынка (ФКОР).
В последнее время в России отдельные банковские операции в первую очередь с корпоративными ценными бумагами переходят под контроль другого государственного органа – Федеральной комиссии по ценным бумагам (ФКЦБ).
Банковский надзор может быть двух видов: прямой (превентивный) и более либеральный (защитное регулирование). На практике преобладает сочетание методов того и другого видов (рис. 2.2.) Зарубежная банковская теория использует термин «разумный банковский надзор».
Механизм осуществления регулирования и надзора представляет собой систему инструментов и методов организаций банковской деятельности.
Методы делятся наадминистративные и экономические, регулирующие и надзорные.
|
|
Административные методы включают прямые ограничения (лимиты) и запреты. Например, лимит на привлечение вкладов физических лиц – не более 100 % к капиталу банка или запрет на проведение страховых операций с клиентами.
Экономические методы оказывают в основном косвенное воздействие на деятельность банков. Выделяют три основные группы методов: налоговые, нормативные и корректирующие (гибко стимулирующие предпочтительное с точки зрения Центрального Банка поведение коммерческих банков).
Рис. 2.2. Структура банковского надзора
Банк России широко использует нормативный метод путем издания специальные инструкций и организации контроля за их исполнением.
Регулирующие методы направлены на снижение банковских рисков. К ним относятся разработанные Банком России инструктивные материалы, базирующиеся на законе «О банках и банковской деятельности» и нормах международного банковского права. Они могут включать как административные, так и экономические методы.
Надзорные методы нацелены на организацию контроля за выполнением банковского законодательства и инструкций Банка России.
Надзор за деятельностью кредитных организаций может осуществляться в следующих формах:
• анализ отчетности коммерческих банков, регулярно представляемой в Банк России в установленном порядке;
• проверка отдельных направлений деятельности и кредитной организации в целом представителем Банка России – ревизия на месте;
• проведение внешнего аудита аудиторской фирмой. Сведения о фирме и ее аудиторское заключение представляются в Банк России.
Кроме того, все кредитные организации обязаны осуществлять внутренний аудит своими силами и публиковать заверенные аудиторской фирмой балансы и отчет о прибылях и убытках.
Если в результате надзорной деятельности Банк России выявит нарушение коммерческим банком банковского законодательства или отдельных нормативов, он имеет право:
• взыскать штраф;
• назначить временную администрацию для управления проблемным банком;
• отозвать лицензию на право осуществления банковской деятельности.
Основные тенденции развития банковского регулирования и надзора в России:
• постепенный переход на международные стандарты регулирования и надзора;
• введение системы «раннего оповещения» и «быстрого реагирования» на появление проблемных кредитных организаций;
• переход на международные стандарты бухгалтерского учета и отчетности;
• укрепление банковского менеджмента;
• совершенствование методов банковского регулирования и надзора.
Контрольные вопросы по теме
1. Какова роль ЦБ РФ в регулировании банковской деятельности в России?
2. Каковы инструменты управления денежной массой?
3. Каким правовым статусом обладает Банк России?
4. Имеет ли право ЦБ РФ заниматься коммерческой деятельностью?
5. Какие из методов банковского регулирования и контроля наиболее характерны для российского кредитного рынка?
6. Какие функции выполняет Банк России?
7. Имеет ли Банк России право устанавливать кредитные ставки?
8. Имеет ли право ЦБ РФ вмешиваться в оперативную деятельность коммерческих банков?
9. Каким образом влияет увеличение размеров резервных требований Банка России на денежную массу?