Исторический аспект использования различных форм обучения
Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старших к младшим. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуального обучения своеобразно трансформировалась в индивидуально-групповую.
Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэтому в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы.
Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, возникла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное решение оно нашло в классно-урочной системе.
Классно-урочная система в отличие от индивидуального обучения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: постоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и одного возраста, стабильное расписание. Задача урока должна быть соразмерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвоения материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообщение учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом отводилось упражнению.
К. Д. Ушинский разработал типологию уроков. Большой вклад в разработку научных основ организации урока внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосновал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.
Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски организационного оформления педагогического процесса, которое заменило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.
Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовленности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками — мониторами.
Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учебной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержания и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. Следствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся. Идею К.Д. Ушинского о том, чтобы дети на уроке по возможности трудились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США. Однако опыт работы показал, что большинству учащихся не по силам без помощи учителя самостоятельно учиться. (дальтон-план)
В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со стороны отечественных педагогов, прежде всего за его ярко выраженную индивидуалистическую направленность. В то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной формы организации обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Бригадно-лабораторный метод в отличие от дальтон - плана предполагал сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика.
Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчитывался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.
Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Классификация форм обучения
Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.
Общие формы:
1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;
2. Групповые (бригадные или звеньевые);
3. Индивидуальные.
Фронтальная форма - совместная деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты.
Групповая форма - разделяет их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должна составлять 3-6 человек. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ.
Индивидуальная форма - постановка перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари), на решение задач, написание эссе, рефератов, докладов. Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения.
Индивидуальная - ученик выполняет общие для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе (работа по карточкам).
Индивидуализированная - направленная на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, контроля знаний. Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.
Конкретные формы:
Конкретными формами являются: урок, практикум, семинарское и факультативное занятие, собеседование, индивидуальная и групповая консультация.
Классифицируют формы организации обучения по различным критериям:
- по количеству учащихся, участвующих в деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные;
- по месту проведения обучения: школьные (уроки, работа в мастерских, лабораториях, на пришкольном участке) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии);
- по длительности обучения: классический урок (45 мин), урок-пара (90 мин);
- за дидактическими целями: формы теоретического обучения (лекция, факультатив, кружок, конференция), формы комбинированного обучения (урок, семинар, домашняя работа, консультация), формы практического обучения я (практикумы, работа в мастерских, на пришкольных участках.
Все организационные формы обучения тесно взаимосвязаны: одни направлены на успешное усвоение учениками знаний (урок, экскурсия), другие обеспечивают творческое применение этих знаний на практике (практикумы, вы иробнича практика.
Выбор форм организации обучения зависит от основных задач образования и воспитания, особенностей содержания предмета, конкретных целей занятия, учебных возможностей учащихся, способов руководства учителем.
За историю развития школы был разработан различные системы обучения: индивидуально-групповой (средневековье), классно-урочную (XVI-XVII вв), взаимного обучения (XVIII в), индивидуализованого обучения (XX вв), лабораторно-бригадного обучения (20-е годы XX века, советская школа), (США, XX вв), метод проектов (XX в).
Индивидуально-групповая - работа учителя с учениками разного возраста и уровня подготовки, когда он работает отдельно с учеником и одновременно может обучать группу учащихся через постановку познавательных задач. Эту форму часто применяют в сельских школах, а также при работе со студентами старших курсов в процессе подготовки и написания курсовых и дипломных работ.
Классно-урочная - взаимное обучение, когда учитель на начальном этапе учит ограниченную группу старших или способных учеников, которые, получив соответствующие инструкции, проводят занятия с младшими школьниками. При таком подходе педагог может обучать большое количество учеников, но, выигрывая в массовости, при такой организации много теряет в качестве.
Индивидуализированное обучение - работа учителя с отдельным учеником, часто в домашних условиях. В XVIII - XIX вв она была распространена среди богатых слоев общества в процессе семейного воспитания. Сейчас индивидуализированное обучение является формой дополнительной работы с детьми, которые из-за болезни не могут посещать занятия.
Лабораторно-бригадное обучение - широко использовали в 20-х годах XX века в советской средней и высшей школе как альтернативу классно-урочной системе. Организация такой работы основана на создании бригад, которые работали во главе с бригадиром над выполнением учебных заданий от двух недель до месяца Лабораторно-бригадное обучение сочетает в себе коллективную работу бригады с индивидуальной работой каждого ученика. Содержание: планирование, обсуждение задач, подготовка к экскурсиям, объяснения и преодоления учебных затруднений. После выполнения всех заданий проводят итоговое занятие, на котором бригада отчитывается о выполненную работу в целом. При таком подходе не учитывают индивидуальные результаты деятельности каждого.
Метод проектов - направлен на формирование нового опыта (знаний, умений, навыков) в процессе планирования и выполнения заданий практически-жизненной направленности, которые постепенно усложняются.
Классно-урочная система - самая распространенная форма организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (класс) в течение определенного времени и по установленному расписанию (урок).
Истоки классно-урочной системы достигают Древней Греции (спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст для поступления в школу, создание устойчивых групп учащихся)
В эпоху Возрождения (XIV - XVI I в) - разделение учащихся на классы, учебные планы и программы в каждой из школ.
Страсбургская гимназия – организовано обучение по принципу "один класс - один год"
В XVI веке (Украина и Белоруссия) - одновременное обучение всех учеников класса, и занятия проводились по специальному расписанию.
Наиболее полно классно-урочную систему обосновал чешский педагог Я-А Коменский, который характеризовал ее не только как эффективную систему обучения, но и как важное средство демократизации школьного образования.
По сравнению с индивидуальными, классно-урочная система имеете преимущества: руководящая роль учителя, четкая организационная структура, рациональное использование времени, применения различных методов и приемов обучения, обеспечение познавательной активности учащихся, последовательного и систематического изучения материала. Недостатками - ориентация на "среднего" ученика, ограничены возможности в осуществлении индивидуальной работы.