double arrow

Классификация форм обучения.


Исторический аспект использования различных форм обучения

Система индивидуального обучения и воспитания сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного че­ловека к другому, от старших к младшим. С появлением пись­менности старейшина рода или жрец передавал эту премудрость общения посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально. По мере развития научного знания в связи с развитием земледелия, скотоводства, мореплавания и осознания потребности в расширении доступа к образованию более широкому кругу людей система индивидуаль­ного обучения своеобразно трансформировалась в индивидуаль­но-групповую.

Учитель по-прежнему обучал индивидуально 10-15 человек. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т.д. Содержание обучения и воспитания было строго индивидуализировано, поэ­тому в группе могли быть ученики разного возраста, разной сте­пени подготовленности. Начало и окончание занятий для каж­дого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуали­зированы.




Когда в средние века с увеличением количества обучающихся стали подбирать в группы детей примерно одного возраста, воз­никла необходимость более совершенного организационного оформления педагогического процесса. Свое законченное реше­ние оно нашло в классно-урочной системе.

Классно-урочная система в отличие от индивидуального обу­чения и ее индивидуально-группового варианта утверждает твердо регламентированный режим учебно-воспитательной работы: по­стоянное место и продолжительность занятий, стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а позже и од­ного возраста, стабильное расписание. Задача урока должна быть сораз­мерна часовому промежутку времени, развитию учащихся. Урок начинается сообщением учителя, заканчивается проверкой усвое­ния материала. Он имеет неизменную структуру: опрос, сообще­ние учителя, упражнение, проверка. Основное время при этом от­водилось упражнению.

К. Д. Ушинский разработал типологию уро­ков. Большой вклад в разработку научных основ организации уро­ка внес А. Дистервег. Он разработал систему принципов и правил обучения, касающихся деятельности учителя и ученика, обосно­вал необходимость учета возрастных возможностей учащихся.

Классно-урочная система в своих основных чертах остается неизменной уже на протяжении более 300 лет. Поиски органи­зационного оформления педагогического процесса, которое заме­нило бы классно-урочную систему, велись в двух направлениях, связанных преимущественно с проблемой количественного охвата обучающихся и управления учебно-воспитательным процессом.



Так, в конце XIX в. в Англии оформилась система обучения, охватывающая одновременно 600 и более обучающихся. Учитель, находясь с учащимися разных возрастов и уровня подготовлен­ности в одном зале, учил старших и более успевающих, а те, в свою очередь, младших. В ходе занятия он также наблюдал за работой групп, возглавляемых своими помощниками — монито­рами.

Другое направление в совершенствовании классно-урочной системы было связано с поисками таких форм организации учеб­ной работы, которые сняли бы недостатки урока, в частности его ориентированность на среднего ученика, единообразие содержа­ния и усредненность темпов учебного продвижения, неизменность структуры: опрос, изложение нового, задание на дом. След­ствием недостатков традиционного урока явилось и то, что он сдерживал развитие познавательной активности и самостоятель­ности учащихся. Идею К.Д. Ушинского о том, чтобы дети на уро­ке по возможности трудились самостоятельно, а учитель руково­дил этим самостоятельным трудом и давал для него материал, в начале XX в. попыталась реализовать в США. Однако опыт работы по­казал, что большинству учащихся не по силам без помощи учи­теля самостоятельно учиться. (дальтон-план)



В 20-е гг. дальтон-план подвергался резкой критике со сторо­ны отечественных педагогов, прежде всего за его ярко выражен­ную индивидуалистическую направленность. В то же время он послужил основанием для разработки бригадно-лабораторной формы организации обучения, которая практически вытеснила урок с его жесткой структурой. Бригадно-лабораторный метод в отличие от дальтон - плана предполагал сочетание коллективной работы всего класса с бригадной (звеньевой) и индивидуальной работой каждого ученика.

Определяя задание бригаде, учитель устанавливал сроки выполнения задания и обязательный минимум работы для каждого ученика, при необходимости индивидуализируя задания. На итоговых конференциях бригадир от имени бригады отчиты­вался за выполнение задания, которое, как правило, выполняла группа активистов, а остальные только присутствовали при этом. Отметки же выставлялись одинаковые всем членам бригады.

Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых университетов, имеет глубокие исторические корни, од­нако она практически не претерпела существенных изменений с момента ее создания. Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации и практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.

Классификация форм обучения

Существуют различные классификации форм организации учебного процесса, но все они сводятся к структуре учебного общения или дидактическим целям и задачам. Все формы можно разделить на общие и конкретные.

Общие формы:

1. Общеклассные или фронтальные учебные занятия;

2. Групповые (бригадные или звеньевые);

3. Индивидуальные.

Фронтальная форма - совместная деятельность класса для реализации учебных задач. Ученики под руководством учителя одновременно выполняют общую для всех работу, обсуждают, сравнивают и оценивают ее результаты.

Групповая форма - разделяет их на группы для решения одинаковых или разных задач. При разделении на группы следует учитывать индивидуальные особенности каждого школьника, его учебные возможности для выполнения задачи. Количество учащихся в группах должна составлять 3-6 человек. Работа в группе формирует коллективную ответственность и индивидуальную помощь каждому как со стороны учителя, так и со стороны одноклассников. Групповая форма работы наиболее целесообразна при проведении практических и лабораторных работ.

Индивидуальная форма - постановка перед каждым учеником специально подобранного в соответствии с уровнем его подготовки и учебных возможностей задачи для самостоятельного решения. Такие задания направлены на работу с учебной и методической литературой, источниками информации (справочники, словари), на решение задач, написание эссе, рефератов, докладов. Индивидуальную работу часто используют в процессе программированного обучения. В дидактической литературе различают индивидуальную и индивидуализированную форм и организации обучения.

Индивидуальная - ученик выполняет общие для всего класса задачи, не контактируя с другими учениками, но в едином для всех темпе (работа по карточкам).

Индивидуализированная - направленная на самостоятельное выполнение специфических задач с учетом индивидуального темпа учебно-познавательной деятельности каждого школьника. Индивидуальную работу можно организовать на всех этапах урока: во время усвоения новых знаний, их закрепления, контроля знаний. Но несмотря на значительные преимущества индивидуальных форм работы их недостатком является ограничение общения между учениками, взаимопомощи в обучении.

Конкретные формы:

Конкретными формами являются: урок, практикум, семинарское и факультативное занятие, собеседование, индивидуальная и групповая консультация.

Классифицируют формы организации обучения по различным критериям:

- по количеству учащихся, участвующих в деятельности: коллективные, групповые, парные, индивидуальные;

- по месту проведения обучения: школьные (уроки, работа в мастерских, лабораториях, на пришкольном участке) и внешкольные (домашняя работа, экскурсии);

- по длительности обучения: классический урок (45 мин), урок-пара (90 мин);

- за дидактическими целями: формы теоретического обучения (лекция, факультатив, кружок, конференция), формы комбинированного обучения (урок, семинар, домашняя работа, консультация), формы практического обучения я (практикумы, работа в мастерских, на пришкольных участках.

Все организационные формы обучения тесно взаимосвязаны: одни направлены на успешное усвоение учениками знаний (урок, экскурсия), другие обеспечивают творческое применение этих знаний на практике (практикумы, вы иробнича практика.

Выбор форм организации обучения зависит от основных задач образования и воспитания, особенностей содержания предмета, конкретных целей занятия, учебных возможностей учащихся, способов руководства учителем.

За историю развития школы был разработан различные системы обучения: индивидуально-групповой (средневековье), классно-урочную (XVI-XVII вв), взаимного обучения (XVIII в), индивидуализованого обучения (XX вв), лабораторно-бригадного обучения (20-е годы XX века, советская школа), (США, XX вв), метод проектов (XX в).

Индивидуально-групповая - работа учителя с учениками разного возраста и уровня подготовки, когда он работает отдельно с учеником и одновременно может обучать группу учащихся через постановку познавательных задач. Эту форму часто применяют в сельских школах, а также при работе со студентами старших курсов в процессе подготовки и написания курсовых и дипломных работ.

Классно-урочная - взаимное обучение, когда учитель на начальном этапе учит ограниченную группу старших или способных учеников, которые, получив соответствующие инструкции, проводят занятия с младшими школьниками. При таком подходе педагог может обучать большое количество учеников, но, выигрывая в массовости, при такой организации много теряет в качестве.

Индивидуализированное обучение - работа учителя с отдельным учеником, часто в домашних условиях. В XVIII - XIX вв она была распространена среди богатых слоев общества в процессе семейного воспитания. Сейчас индивидуализированное обучение является формой дополнительной работы с детьми, которые из-за болезни не могут посещать занятия.

Лабораторно-бригадное обучение - широко использовали в 20-х годах XX века в советской средней и высшей школе как альтернативу классно-урочной системе. Организация такой работы основана на создании бригад, которые работали во главе с бригадиром над выполнением учебных заданий от двух недель до месяца Лабораторно-бригадное обучение сочетает в себе коллективную работу бригады с индивидуальной работой каждого ученика. Содержание: планирование, обсуждение задач, подготовка к экскурсиям, объяснения и преодоления учебных затруднений. После выполнения всех заданий проводят итоговое занятие, на котором бригада отчитывается о выполненную работу в целом. При таком подходе не учитывают индивидуальные результаты деятельности каждого.

Метод проектов - направлен на формирование нового опыта (знаний, умений, навыков) в процессе планирования и выполнения заданий практически-жизненной направленности, которые постепенно усложняются.

Классно-урочная система - самая распространенная форма организации обучения во многих странах ее суть заключается в том, что учитель проводит учебную работу с группой учащихся постоянного состава, одинакового возраста и уровня подготовки (класс) в течение определенного времени и по установленному расписанию (урок).

Истоки классно-урочной системы достигают Древней Греции (спартанская и афинская системы воспитания предусматривали единый возраст для поступления в школу, создание устойчивых групп учащихся)

В эпоху Возрождения (XIV - XVI I в) - разделение учащихся на классы, учебные планы и программы в каждой из школ.

Страсбургская гимназия – организовано обучение по принципу "один класс - один год"

В XVI веке (Украина и Белоруссия) - одновременное обучение всех учеников класса, и занятия проводились по специальному расписанию.

Наиболее полно классно-урочную систему обосновал чешский педагог Я-А Коменский, который характеризовал ее не только как эффективную систему обучения, но и как важное средство демократизации школьного образования.

По сравнению с индивидуальными, классно-урочная система имеете преимущества: руководящая роль учителя, четкая организационная структура, рациональное использование времени, применения различных методов и приемов обучения, обеспечение познавательной активности учащихся, последовательного и систематического изучения материала. Недостатками - ориентация на "среднего" ученика, ограничены возможности в осуществлении индивидуальной работы.







Сейчас читают про: