Для эффективного руководства коллективом руководитель помимо обязательных минимальных профессиональных навыков должен использовать социальные методы работы.
Социальные методы подразделяются на 3 вида:
I. Формирование реальной власти и лидерства. Власть, то, что дано человеку (должностному лицу) по документам. Лидерство — личностные качества.
Профессиональные требования к руководителю:
· Наличие общих знаний в области управления организацией;
· Компетентность в области деятельности фирмы;
· Владение навыками предпринимательства;
· Способность принимать обоснованные решения на основе согласования с вышестоящим руководством и подчиненными;
· Наличие практического опыта в области анализа экономической ситуации;
· Умение прогнозировать действия конкурентов и тенденции развития рынка.
При работе с коллективом подчиненных одних профессиональных навыков недостаточно, поэтому необходимо дополнительно обладать социальными умениями:
1. Знание в совершенстве способности и возможности своих прямых подчиненных (инструмент: карта развития подчиненных);
|
|
2. Знание условий, связывающих предприятие и работника, защита интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе;
3. Обеспечение комфортных коммуникаций в коллективе.
Руководитель осуществляет свои функции основываясь на власти, которая по представлению подчиненного может проявляться в нескольких формах:
v Власть, основанная на принуждении. Подчиненный предполагает, что руководитель может наказать за проступок.
v Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный надеется на соответствующее вознаграждение а подчинение.
v Экспертная власть. Исполнитель уверен, что руководитель обладает уникальными специальными знаниями.
v Эталонная власть. Руководитель (его личностные характеристики) импонируют подчиненному на столько, что он хочет быть похожим на него и подчиняется.
v Законная власть. Исполнитель уверен, что руководитель имеет право отдать приказ, а его долг подчинится.
В зависимости от личных характеристик руководителя и потребностей орагнизации существуют стили руководства:
1) Авторитарный (решения принимаются единолично);
2) Демократичный (решения принимаются коллегиально);
3) Либеральный (минимальное участи руководителя, группа имеет полную свободу принимать решения).
Факторы выбора стиля руководства:
· Личные качества руководителя (темперамент, образование, возраст);
· Состав трудового коллектива (темперамент, образование, возраст);
· Цели и задачи деятельности организации;
· Внешняя среда орагнизации.