Социальные методы управления

Для эффективного руководства коллективом руководитель помимо обязательных минимальных профессиональных навыков должен использовать социальные методы работы.

Социальные методы подразделяются на 3 вида:

I. Формирование реальной власти и лидерства. Власть, то, что дано человеку (должностному лицу) по документам. Лидерство — личностные качества.

Профессиональные требования к руководителю:

· Наличие общих знаний в области управления организацией;

· Компетентность в области деятельности фирмы;

· Владение навыками предпринимательства;

· Способность принимать обоснованные решения на основе согласования с вышестоящим руководством и подчиненными;

· Наличие практического опыта в области анализа экономической ситуации;

· Умение прогнозировать действия конкурентов и тенденции развития рынка.

При работе с коллективом подчиненных одних профессиональных навыков недостаточно, поэтому необходимо дополнительно обладать социальными умениями:

1. Знание в совершенстве способности и возможности своих прямых подчиненных (инструмент: карта развития подчиненных);

2. Знание условий, связывающих предприятие и работника, защита интересов обоих сторон на взаимовыгодной основе;

3. Обеспечение комфортных коммуникаций в коллективе.

Руководитель осуществляет свои функции основываясь на власти, которая по представлению подчиненного может проявляться в нескольких формах:

v Власть, основанная на принуждении. Подчиненный предполагает, что руководитель может наказать за проступок.

v Власть, основанная на вознаграждении. Подчиненный надеется на соответствующее вознаграждение а подчинение.

v Экспертная власть. Исполнитель уверен, что руководитель обладает уникальными специальными знаниями.

v Эталонная власть. Руководитель (его личностные характеристики) импонируют подчиненному на столько, что он хочет быть похожим на него и подчиняется.

v Законная власть. Исполнитель уверен, что руководитель имеет право отдать приказ, а его долг подчинится.

В зависимости от личных характеристик руководителя и потребностей орагнизации существуют стили руководства:

1) Авторитарный (решения принимаются единолично);

2) Демократичный (решения принимаются коллегиально);

3) Либеральный (минимальное участи руководителя, группа имеет полную свободу принимать решения).

Факторы выбора стиля руководства:

· Личные качества руководителя (темперамент, образование, возраст);

· Состав трудового коллектива (темперамент, образование, возраст);

· Цели и задачи деятельности организации;

· Внешняя среда орагнизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: