Активы компании

Активы компании - долговременные возобновляемые ресурсы компании. Активы создаются в ходе инвестиционной деятельности и работают продолжительное время, обеспечивая бизнесу долгосрочное получение прибыли.

Активы — это ресурсы, контролируемые компанией в результате прошлых событий, от которых компания ожидает экономической выгоды в будущем (данная трактовка содержится в принципах МСФО).

Активы имеют три основные характеристики (Данная трактовка содержится в принципах GAAP):

  1. Актив приводит к получению вероятных будущих экономических выгод при использовании имеющегося потенциала, отдельно или в сочетании с другими активами, что способствует, прямо или косвенно, увеличению будущих чистых денежных потоков;
  2. Организация может получать и контролировать выгоду от использования актива;
  3. Сделка или событие, послужившее возникновением права на, или контроля над получаемыми выгодами уже произошли.

Раличают два вида активов: материальные и нематериальные (такие, например, как бренд, клиентская база, бинес-процессы, знания, технологии и проч.). При этом значимость роли нематериальных активов в последнее время постоянно возрастает.

Следует также учитывать, что уникальные активы могут становиться основным конкурентными преимуществом компании на рынке.

В связи с активами возникают важные для принятия управленческих решений вопросы:

  • Сколько мы инвестировали в создание актива?
  • Во что нам обходится содержание актива?
  • Какова отдача от актива?

Управление запасами

Целью управления товарно-материальными запасами является разработка политики, с помощью которой можно достичь оптимальных инвестиций в запасы. Умелое управление запасами минимизирует их объем, снижая связанные с ними расходы и повышая доходность активов. Вместе с тем объем запасов должен быть достаточным для успешной работы предприятия.

Управление запасами связано с компромиссом между расходами по содержанию запасов и прибылью от владения ими. Чем выше объем запасов, тем выше стоимость их хранения, страхования, расходы на выплату процентов по кредиту для приобретения запасов. С другой стороны, увеличение запасов снижает риск сокращения объемов производства из-за отсутствия запасов сырья и материалов на складе, а также риск потери покупателей из-за отсутствия запасов готовой продукции. Кроме того, большие объемы закупок приводят к увеличению скидок с продажной цены.

Задачей финансового менеджера является минимизация совокупных затрат, связанных с формированием и содержанием запасов. Увеличение размера партии поставки уменьшает относительные расходы (в расчете на единицу материалов), связанные с размещением заказа, оформлением документов, доставкой материалов на предприятие и его приемкой. Однако большой размер партии поставки увеличивает затраты на хранение материалов (требуется больше складских помещений, обслуживающего персонала и т.п.). Таким образом, увеличение партии поставки приводит к экономии на затратах по размещению запаса и его доставке, но увеличивает затраты на хранение. В процессе управление запасами решается задача оптимизации размера партии поставки, при котором суммарные затраты по хранению и размещению заказа будут минимальными.

Определение оптимального размера заказа:

Размер оптимальной партии заказа по модели EOQ (модели Уилсона), которая предусматривает ряд ограничений:

- потребность в запасах можно точно прогнозировать;

- расходование запасов равномерно;

- не предоставляется никаких скидок;

- не происходит задержек в получении заказов.

Формула определения оптимальной партии заказа имеет вид:

,

где EOQ – объем партии заказа в единицах;

F – стоимость выполнения одной партии заказа, д. е.;

D – общая потребность в сырье на период, ед.;

H – затраты по хранению единицы сырья, д. е.

Управление запасами включает в себя определение приемлемой системы их контроля, к которой целесообразно отнести метод АВС. Согласно этому методу производственные запасы делятся на три категории по степени важности отдельных видов в зависимости от их удельной стоимости:

- категория «А» включает ограниченное количество наиболее ценных видов ресурсов, которые требуют постоянного и скрупулезного учета и контроля (для этих ресурсов обязателен расчет оптимального размера заказа);

- категория «В» составлена из менее дорогостоящих видов запасов, которые проверяются при ежемесячной инвентаризации; для запасов этой категории, как и категории «А», приемлема методика определения оптимального размера заказа;

- категория «С» включает широкий ассортимент оставшихся малоценных видов запасов, закупаемых обычно в большом количестве.

Метод АВС позволяет сосредоточиться на контроле наиболее важных видов запасов категорий «А» и «В» (категории «С» уделяет меньше внимания) и тем самым сэкономить ресурсы и повысить эффективность управления запасами.

Эффективное управление запасами позволяет снизить продолжительность производственного, а, следовательно, и всего операционного цикла, уменьшить текущие затраты на их хранение, высвободить из хозяйственного оборота часть финансовых средств, реинвестируя их в другие активы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: