А. С. Макаренко — создатель теории воспитательного коллектива; осмыслил роль коллектива и его влияние на учащихся и разработал методику воспитания детей в коллективе и структуру коллектива.
Большие группы (народы, нации, государства; политические, экономические, профессиональные группы) воздействуют на психику и поведение человека опосредованно, через культуру, политику, идеологию, СМИ.
Малые группы — немногочисленные по составу объединения людей, представители которой имеют общие цели и находятся в личностных и деловых контактах.
2 вида малых групп по уровню развития:
- низкий уровень — отсутствие сплоченности, отсутствие налаженных деловых связей, нет честного распределения обязанностей, нет лидера, нет эффективной сплоченной деятельности;
- высокий уровень — эти характеристики присутствуют.
Коллектив (от латинского «собирательный») - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, общей деятельности и общения.
|
|
Воспитательный коллектив: педагогический коллектив и детский коллектив.
Социальные функции коллектива: регулятивная, организационная, объединяющая, собственно воспитательная, стимулирующая.
Виды коллектива: формальный (все должности задокументированы) или неформальный; первичный (класс, группа) или вторичный (поток, школа).
Этапы развития коллектива:
1. ведущая роль педагога;
2. выделение лидера и актива группы;
3. коллектив влияет на личность;
4. выход к самовоспитанию.