Понятие воспитательного коллектива, его особенности и признаки. Стадии развития и формирования ученического коллектива. (А. С. Макаренко)

А. С. Макаренко — создатель теории воспитательного коллектива; осмыслил роль коллектива и его влияние на учащихся и разработал методику воспитания детей в коллективе и структуру коллектива.

Большие группы (народы, нации, государства; политические, экономические, профессиональные группы) воздействуют на психику и поведение человека опосредованно, через культуру, политику, идеологию, СМИ.

Малые группы — немногочисленные по составу объединения людей, представители которой имеют общие цели и находятся в личностных и деловых контактах.

2 вида малых групп по уровню развития:

- низкий уровень — отсутствие сплоченности, отсутствие налаженных деловых связей, нет честного распределения обязанностей, нет лидера, нет эффективной сплоченной деятельности;

- высокий уровень — эти характеристики присутствуют.

Коллектив (от латинского «собирательный») - социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ориентаций, общей деятельности и общения.

Воспитательный коллектив: педагогический коллектив и детский коллектив.

Социальные функции коллектива: регулятивная, организационная, объединяющая, собственно воспитательная, стимулирующая.

Виды коллектива: формальный (все должности задокументированы) или неформальный; первичный (класс, группа) или вторичный (поток, школа).

Этапы развития коллектива:

1. ведущая роль педагога;

2. выделение лидера и актива группы;

3. коллектив влияет на личность;

4. выход к самовоспитанию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: