Основная цель профессиональной ориентации — подготовить школьников к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, склонностями и интересами, помочь в развитии тех качеств, которые позволят им быть востребованными на рынке труда.
Профессиональная ориентация — обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в профессиональном выборе в соответствии со способностями, склонностями и рынком труда.
Факторы профессионального самоопределения:
- СМИ, материальное положение, влияние родителей и окружения;
- рекомендации педагогов-психологов и других специалистов;
- познавательные потребности и склонности и потребность в самореализации;
- использование профориентационных возможностей образовательного процесса;
- знания о профессиях, ценности и мотивы самого учащегося;
- потребности рынка труда.
Этапы профориентации:
1. профессиональное просвещение;
|
|
2. профессиональная диагностика;
3. профессиональная консультация;
4. профессиональный отбор;
5. профессиональная адаптация.
Формы профориентации:
- лекции, беседы, доклады, диспуты;
- учебные производственные экскурсии;
- встреча со специалистами;
- организация трудовой деятельности в школьных комбинатах и на уроках труда;
- проведение методик выявления профориентации учащихся.