Упражнение «Пум-пум-пум»

Ведущий загадывает какой-то признак, которым некото­рые участники группы обладают, а некоторые — нет. Это объ­ективный признак, наличие или отсутствие которого одно­значно могут признать все, например — какой-то элемент в одежде (галстук, шнурки на обуви, пиджак, свитер и др.), ук­рашения (серьги, кулоны) и т. п.

Каждый из участников по очереди задает ведущему во­прос: «А у меня есть пум-пум-пум?». Ведущий, который зага­дал, например, что «пум-пум-пумом» будет кулон, отвечает тем, у кого сегодня есть кулон: «Да, у тебя есть пум-пум-пум», — а тем, у кого нет кулона: «Нет, у тебя нет пум-пум-пума». После этого группа должна решить, что же это за «пум-пум-пум». Например, участники могут объединиться в две подгруппы и внимательно посмотреть друг на друга.

Для того чтобы решить подобную задачу, участникам предлагается задавать открытые или пробные вопросы.

Обычно в конце упражнения участники признаются в том, что чувствовали себя в тупике. Если первоначальная вер­сия не подтверждается, трудно представить себе, что же тогда задумано. Поиск новых, неожиданных версий требует интен­сивных интеллектуальных усилий, особенно в главной, самой трудной задаче этого упражнения.

Упражнение «Перефразирование стихов»

Участникам предлагается объединиться в команды по три-четыре человека. Каждая команда получает листок с ка­ким-либо известным четверостишием. Это может быть отры­вок из стихотворения Пушкина («Я помню чудное мгнове­нье...») или другого поэта, куплет известного романса или песни. Задача каждой команды — перефразировать стихотво­рение или песню таким образом, чтобы ни одно слово не ос­талось неизмененным. Например, «степь» заменяется «по­лем», «обаяние» — «очарованием» и т. п.

При этом вовсе не обязательно сочинять в рифму, доста­точно просто перефразировать все стихотворение. После того как работа будет закончена, каждая подгруппа читает свое произведение вслух, а остальные пытаются догадаться, что служило прототипом этих произведений. Например:

О, родственник мой по отцу!

Ты повествуй и докажи,

Что смысл тайный и великий

В сем деле есть,

Что златоглавый белокаменный наш град

Был брошен лягушачьим едокам.

Читатель, вероятно, узнал строки Лермонтова «Скажи-ка, дядя, ведь недаром...». Упражнение обычно проходит весело, участники работают увлеченно. Поиск точной формулировки, оказывается, может быть упоительным процессом. Благодаря этому упражнению участники вновь убеждаются в том, на­сколько богаты и неисчерпаемы возможности и самовыраже­ния, и понимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: